Инстинкт – не приговор: запрограммированное поведение может меняться
После каждой победы в схватке или соревновании мы приобретаем все больше уверенности в своих силах. Аналогично ведут себя и «чемпионы» животного мира: например, самец мыши, победивший в нескольких стычках с соперниками, становится в дальнейшем еще более агрессивным. Однако у грызунов, в отличие от людей, подобное поведение инстинктивно и, казалось бы, не должно меняться в зависимости от ситуации. Недавно американские исследователи выяснили, каким образом животным удается модифицировать даже жестко запрограммированное поведение
Поведенческие реакции животных можно разделить на инстинктивные, представляющие собой генетически запрограммированные ответы на определенные, предсказуемые факторы окружающей среды, а также «гибкие», которые формируются и видоизменяются в результате обучения и опыта в условиях изменчивого внешнего мира.
Считается, что эти две стратегии реализуются в мозге млекопитающих на основе различных структур и нейрофизиологических механизмов. Врожденное поведение контролируется эволюционно древними подкорковыми структурами – миндалевидным телом, которое еще называют «ядром страха», и гипоталамусом, который считается высшим регуляторным центром всех вегетативных реакций организма. А вот за поведение, которое вырабатывается вследствие опыта и обучения, отвечают более «молодые» кора головного мозга и гиппокамп, участвующий в механизмах формирования эмоций, кратковременной и пространственной памяти. Но так ли все однозначно на самом деле?
К примеру, у мышей инстинктивным поведением является агрессия у самцов, при которой одни особи, угрожая или атакуя других, ведут себя строго определенным образом. Но вот парадоксальный факт: самец мыши, выигравший несколько поединков, в последующих схватках начинает буквально «рвать» противников, игнорируя исходящие от них сигналы подчинения. Этот эффект, названный тренировкой агрессии, говорит о том, что даже врожденное, жестко запрограммированное поведение особи может меняться под воздействием ее жизненного опыта. Но что при этом происходит в мозге?
Ученые из Калифорнийского технологического института (США) изучили работу нервного пути, по которому идут сигналы из области, лежащей на стыке между миндалиной и гиппокампом, в гипоталамус, который контролирует инстинктивное агрессивное поведение мышей. Оказалось, что после тренировки агрессии между нейронами этих отделов мозга усиливается так называемая синаптическая передача. Синапсы – это места контакта между нейронами, по которым нервный импульс передается от нейрона к нейрону. И в нашем случае синапсы как бы увеличивают «громкость» сигнала, начиная «кричать» на нейроны гипоталамуса, что заставляет их реагировать сильнее.
Исследователи также изучили морфологию самих нейронов гипоталамуса: их дендритов – отростков клеток, принимающих нервный импульс, и маленьких мембранных выростов на них (дендритных шипиков), участвующих в образовании новые синапсов и нервных связей. Оказалось, что тренировка агрессии вызывает рост дополнительных дендритных шипиков, и в результате такой перестройки синапсов нейроны гипоталамуса становятся более чувствительными к входящим сигналам и легче активируются.
Интересно, что хотя все экспериментальные мыши были генетически идентичны, около четверти из них вообще не проявляли агрессии. Причиной этого неожиданного явления оказался низкий уровень мужского полового гормона тестостерона в крови. После введения миролюбивым особям этого гормона они стали такими же, как их агрессивные собратья.
Ученые планируют продолжать исследования процессов в нервных путях, отвечающих за устойчивые модели поведения. Возможно, подобные знания позволят нам в будущем лучше контролировать свои эмоциональные реакции и действия, в том числе инстинктивные.