• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
4699
Клещевой боррелиоз – болезнь на всю жизнь?
Медицина

Клещевой боррелиоз – болезнь на всю жизнь?

Клещевой боррелиоз – одна из трех десятков инфекций, которыми может наградить нас укус восьминогого вампира. Хорошая новость: в отличие от более известного клещевого энцефалита, боррелиоз вызывается не вирусами, а бактериями, поэтому может излечиваться антибиотиками. Плохая – при отсутствии своевременного лечения болезнь переходит в хроническую, трудноизлечимую форму, при которой страдают самые разные органы и системы, от суставов и миокарда до сетчатки глаза и головного мозга

Возбудитель клещевого боррелиоза (болезни Лайма) – бактерия спирохета, состоит в близком родстве с возбудителями таких серьезных инфекций, как сифилис и лептоспироз. Этой болезнью ежегодно заражаются тысячи людей в разных странах мира, в первую очередь в России и США. Так, среди 60 тыс. случаев заболевания клещевыми инфекциями, зарегистрированных в 2017 г. в США, 82% составлял именно боррелиоз. И это только по официальным данным – истинная заболеваемость, по оценкам экспертов, может быть на порядок выше.

Обычно боррелии попадают в организм человека вместе со слюной иксодового клеща. Заразиться можно практически сразу после укуса – если бактерии находились в слюнных железах присосавшегося кровососа, либо на вторые-третьи сутки – в случае, когда на момент нападения клеща они находились у него в кишечнике. Есть и другой путь: через фекалии или при раздавливании членистоногого – если боррелии попадут в микротрещины кожи либо на конъюнктиву глаз. Передача возбудителя возможна и через молочные продукты, не прошедшие термическую обработку, а также плоду от зараженной матери.

После инфицирования бактерии начинают распространяться по организму. В месте укуса может появиться красное кольцо – так называемая кольцевая мигрирующая эритема, которая расширяется, образуя кольцо неправильной формы диаметром до 15 см; могут появиться и множественные эритемы. Все эти покраснения – воспалительная реакция на «расползающихся» спирохет. Эритема – яркий и ранний диагностический признак, однако она появляется далеко не у всех заболевших.

Один из первых симптомов боррелиоза – кольцевая мигрирующая эритема на месте укуса клеща, результат воспалительной реакции на попавшие в организм бактерии (справа). Слева – боррелии, по внешнему виду напоминающие извитую спираль. Фото Н. Фоменко (ИХБФМ СО РАН, Новосибирск)

Признаками начинающегося заболевания могут быть разнообразные простудоподобные симптомы: лихорадка, усталость, нарушения сна, увеличение лимфатических узлов. Через один-три месяца после заражения боррелии с током крови и лимфы распространяются по всему телу, вызывая самые разные клинические проявления: неврологические (энцефалит, менингит, временный паралич лицевых мышц), нарушения функций суставов и мускулатуры, миозиты. На поздних стадиях заболевания у некоторых больных появляются нарушения сердечного ритма, воспаления глаз, печени, сильная слабость, а также тяжелая депрессия, нарушения памяти, бессонница, непереносимость света или звуков, галлюцинации и т. п. Многие из этих симптомов могут наблюдаться одновременно. 

Как лечить боррелиоз? Считается, что у людей с нормально функционирующей иммунной системой бактерии могут погибнуть даже без стандартной для этого заболевания антибиотиковой терапии. Однако современная медицина предусматривает профилактическое применение антибиотиков, в первую очередь цефтриаксона и доксициклина, для людей с высокой вероятностью заражения (укушенных клещом, с мигрирующей эритемой и т. п.), а также двух-трехнедельный курс при развитии заболевания. Однако, несмотря на все эти меры, у некоторых больных болезнь может переходить в хроническую форму, при которой не помогают даже повторные курсы антибиотиков. 

И вот здесь начинается самое сложное и драматичное: не только медики, но и ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин этого болезненного состояния. Все упирается в ответ на вопрос: хронический боррелиоз – это болезнь или синдром? Остаются ли в организме на этой стадии живые бактерии, или речь идет об аутоиммунных поражениях, вызванных длительным воздействием патогена на работу иммунной системы? Помогает ли при хроническом течении болезни агрессивная антибиотикотерапия? 

В пользу каждой из этих точек зрения существуют экспериментальные подтверждения – очевидно, истина лежит «где-то посередине». Не исключено, что боррелии продолжают жить в организме человека в составе так называемых биопленок – сообществ микроорганизмов, защищенных от лекарств и атак иммунных клеток. С другой стороны, сильными иммуногенами являются пептидогликаны, входящие в состав клеточной стенки бактерий, которые могут долго сохраняться в организме. В частности, у пациентов с пост-Лайм синдромом в виде конкретных поражений головного мозга в крови и мозге было обнаружено повышенное содержание белка, служащего маркером воспалительного процесса.

Разногласия между сторонниками разных точек зрения привели к настоящим «лайм-войнам» в США, где на сегодня число больных хроническим боррелиозом достигает 400 тыс. человек, а страховые компании отказываются оплачивать лечение людям, страдающим «несуществующей болезнью». Защитники официальной точки зрения считают, что сама хроническая болезнь Лайма выдумана недобросовестными врачами, а те пациенты, у которых современные методы диагностики не выявляют боррелий, нуждаются не в дополнительном лечении, а в помощи психиатра.

И вот здесь ключевое слово – «диагностика». Проблема в том, что применяющиеся сегодня иммуноферментные тесты для диагностики боррелиоза регистрируют наличие не самих боррелий, а антител, вырабатываемых против них организмом, которые появляются лишь спустя 3–4 недели после заражения. Эти тест-системы часто дают как ложноотрицательные, так и ложноположительные результаты. Более трудоемкие анализы, основанные на определении бактериальных белков, также несовершенны. Поэтому врач должен проанализировать всю картину заболевания, что непросто: симптомы поражения головного мозга при боррелиозе и нейродегенеративных заболеваниях (например, болезни Альцгеймера) схожи, а лихорадка, слабость и головная боль сопутствуют разным болезням, и не только инфекционным.

Клещевой боррелиоз зарегистрирован в 73 субъектах РФ. Риск заболеть наиболее высок в Прикамье, Предуралье, на Среднем Урале и юге Западной Сибири. Данные 1997–2010 гг. По: (Медико-географический атлас России «Природноочаговые болезни», 2015, с изм.)

Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют сдавать на анализ всех присосавшихся клещей, снятых с тела. Один из наиболее спорных вопросов – надо ли спешить с применением антибиотиков после укуса клеща? Согласно одной из официальных рекомендаций, если клещ присасывался менее, чем на сутки, опасности инфекции практически нет. К сожалению, далеко не все заболевшие боррелиозом замечают контакт с переносчиком: заразить могут и нимфы, которых можно просто не заметить, и самцы, которые наносят лишь кратковременные укусы.

В заключение добавим в эту тревожную картину несколько оптимистичных мазков. Так, американская компания Ceres Nanosciences недавно разработала прямой и недорогой метод обнаружения боррелий в организме с помощью особых наночастиц, на которые осаждаются бактериальные белки из мочи пациента, которые можно определять с помощью обычного иммунного анализа. А команда студентов МГУ совместно с учеными приступила к разработке биосенсора для экспресс-диагностики зараженности самих иксодовых клещей, основанной на поиске ДНК возбудителей с использованием системы, сконструированной из компонентов комплекса для редактирования генома CRISPR/Cas

Кроме того, если вы часто выезжаете на природу для отдыха или в силу своей профессиональной деятельности, то чтобы существенно снизить вероятность укуса зараженного клеща, вам достаточно научиться правильно использовать защитную одежду и средства «химзащиты», а также следовать простым правилам поведения при посещении мест возможного обитания переносчиков инфекции.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!