Восприимчивость к клещевому боррелиозу зависит от генотипа
Медицина
Самец и самка таежного клеща (Ixodes persulcatus) – самого распространенного клеща на территории РФ. Фото В. Панова и С. Ткачева

Восприимчивость к клещевому боррелиозу зависит от генотипа

Клещевой боррелиоз, или болезнь Лайма, – одно из самых распространенных заболеваний, передающихся через укусы иксодовых клещей. В последние годы заболеваемость клещевым боррелиозом выросла, что связывают с потеплением климата, за которым следует увеличение области распространения клещей и удлинение сезона их активности. На ранних стадиях болезнь успешно лечится антибиотиками, но иногда может переходить в тяжелую хроническую форму. Ученым удалось выяснить, какой генетический вариант и почему предрасполагает человека к более неблагоприятному исходу

Иксодовые клещи – переносчики множества возбудителей заболеваний человека и животных, включая бактерий-спирохет рода Borrelia, близких «родственников» возбудителей сифилиса.

Болезнь проходит через несколько стадий, причем некоторые симптомы возникают в первые дни после укуса клеща, тогда как другие могут проявиться через месяцы и годы. Первым и наиболее частым признаком болезни Лайма является красное расширяющееся пятно в месте укуса клеща – мигрирующая эритема. У каждого четвертого заболевшего наблюдается озноб, сонливость, мышечная слабость, боли в суставах, увеличение лимфатических узлов. Существует и безэритемная форма, которая характеризуется острым началом с высокой температурой, головной и суставной болью.

Первый внешний симптом боррелиоза – красное кольцо, появляющееся на месте укуса клеща, результат воспалительной реакции на попавшие в организм бактерии. Сама боррелия, как и ее ближняя родственница бледная трепонема – возбудитель сифилиса, по внешнему виду напоминает извитую спираль. Фото Н. Фоменко (ИХБФМ СО РАН, Новосибирск)

На ранней стадии болезнь успешно лечится антибиотиками, но если этого не случилось, то через 1–3 месяца после инфицирования боррелии проникают в различные органы и ткани. Еще позже, через полгода-год, может поражаться суставная ткань и нервная система. В зависимости от пораженного органа, симптомы могут быть неврологическими, сердечными, кожными и т.п. Лечение на этих стадиях затруднено.

Однако заражение боррелиями не всегда приводит к развитию болезни, а если это и случилось, то ранняя стадия не обязательно переходит в хроническую. Чтобы понять, почему так происходит, и найти новые отправные точки для разработки методов лечения, исследователи изучают генетические и иммунологические механизмы, ответственные за развитие клещевого боррелиоза.

Как известно, в основе индивидуальных различий иммунных реакций на инфекции часто лежат генетические вариации. Исследователи из Нидерландов, Германии и Мальты проанализировали образцы генов более тысячи пациентов с подтвержденным диагнозом и сравнили их с образцами генов неинфицированных людей. За пациентами наблюдали в течение года, а образцы крови собирали в начале исследования и спустя полтора месяца.

Ученые установили генетический вариант, который оказался связан с повышенной восприимчивостью к клещевому боррелиозу. Речь идет о так называемом локусе количественного признака экспрессии (eQTL) – этот участок генома, предположительно регуляторный, оказался связан с увеличением активности генов KCTD20 и ETV7. Белки, которые кодируют эти гены, являются частью сигнального пути mTOR, участвующего в регуляции множества процессов, включая работу иммунитета. К тому же ранее уже было показано, что этот сигнальный путь действительно участвует в иммунном ответе против боррелии B. burgdorferi.

Оказалось, что в случае генетического варианта с высоким риском заболевания активация пути mTOR приводит к очень разбалансированной выработке цитокинов, небольших пептидных информационных молекул с про- и противовоспалительным действием. В результате идет, с одной стороны, усиление воспалительных процессов, с другой – индукция иммунной толерантности (способности иммунной системы игнорировать определенные вещества-антигены), из-за чего антител против боррелий вырабатывается недостаточно. Очевидно, что в таких условиях иммунитет не может эффективно справиться с патогеном, и болезнь затягивается.

Новые данные, касающиеся группы риска и механизма формирования хронической инфекции, могут служить ориентиром для будущих исследований по разработке профилактических или терапевтических мер, направленных на борьбу с клещевым боррелиозом.

Публикации по теме:

Хронический клещевой боррелиоз: несуществующая болезнь или неверный диагноз?

Клещевой боррелиоз: болезнь на всю жизнь?

Расшифрован геном боррелии – возбудителя болезни Лайма