Клещевой энцефалит – к людям беспощаден
Взрослая особь европейского лесного клеща – одного из основных переносчиков вируса клещевого энцефалита. © Doc. RNDr. Josef Reischig, CSc

Клещевой энцефалит – к людям беспощаден

Один из самых ранних признаков весеннего пробуждения природы для горожан ‒ реклама компаний, предлагающих страховку от укуса клеща. Иксодовые клещи служат переносчиками целого «букета» патогенов, но самыми опасными считаются возбудители клещевого энцефалита. Эта проблема особенно актуальна для нашей страны, где распространены генетические варианты возбудителя, вызывающие самые тяжелые, вплоть до летального исхода, формы болезни. О генетическом разнообразии, патогенности и встречаемости разных штаммов вируса энцефалита – в новой статье новосибирских специалистов, которая продолжает цикл публикаций об инфекциях, переносимых клещами, способах их терапии и профилактики

Клещевой энцефалит, вызывающий у человека поражение центральной нервной системы, относится к так называемым природно-очаговым инфекциям. Его возбудитель циркулирует в природе среди диких животных, в организме которых он может сохраняться и размножаться без видимых признаков болезни. Основным природным резервуаром вируса клещевого энцефалита служат мелкие млекопитающие, а его переносчиками – иксодовые клещи.

Человек не является частью природной системы циркуляции этой болезни, тем не менее в РФ клещи ежегодно кусают около полумиллиона человек, из которых более 2 тыс. заболевают клещевым энцефалитом. О тяжести этой инфекции говорит тот факт, что без своевременного лечения смертность может достигать 20–25 %.

Области распространения на территории Евразии вируса клещевого энцефалита, а также его основных переносчиков – иксодовых клещей: лесного, или собачьего (Ixodes ricinus), и таежного (I. persulcatus). По: (Коренберг и др., 2013)

Иксодовые клещи, «молоди» и взрослые особи, прокармливаются на мелких и крупных диких млекопитающих, от полевок и зайцев до лосей и лис, а также на птицах. На некоторых особях находят огромное количество клещей, в том числе и зараженных вирусом клещевого энцефалита, а в их крови – ​специфические антитела. Однако для всех этих диких животных не было описано ни одного достоверного случая клинического проявления клещевого энцефалита. Домашние животные, за исключением собак, также практически не болеют энцефалитом, однако могут быть носителями возбудителя

Чаще всего болезнь протекает в острой форме, но некоторые больные демонстрируют признаки, которые описываются как хронический клещевой энцефалит. Такая форма заболевания зарегистрирована только в России, где достигает 1–3 % от всех зарегистрированных случаев болезни. Хроническая инфекция, протекающая в скрытой форме, иногда проявляется спустя месяцы и даже годы при таких обстоятельствах, как переохлаждение, тяжелый физический труд или роды, и даже после физиотерапии. В случае непрерывно прогрессирующих очаговых поражений центральной нервной системы болезнь может закончиться летальным исходом.

Несмотря на миф, что вирус клещевого энцефалита был создан чуть ли не в секретных военных лабораториях, как и возбудитель клещевого боррелиоза или пресловутый SARS-CoV-2, с помощью сначала молекулярно-биологических, а потом и биоинформатических методов удалось показать, что возраст предковых вариантов этого возбудителя насчитывает тысячи лет.

Продолжительность течения хронической формы клещевого энцефалита составляет 1–20 лет и более, и в 17 % случаев болезнь приводит к смерти. Как правило, хроническая инфекция возникает после заражения дальневосточным и сибирским субтипами вируса

Однако сам возбудитель болезни был открыт менее ста лет назад на Дальнем Востоке экспедицией Наркомздрава СССР под руководством Л. А. Зильбера, которая в 1937 г. была направлена в район эпидемии неизвестной болезни. Спустя полвека благодаря новым технологиям секвенирования нуклеиновых кислот и исследования белков удалось выяснить, как устроен вирус, и разработать эффективные средства его обнаружения. Пальма первенства в расшифровке генома вируса также принадлежит отечественным ученым из Сибирского отделения АН СССР, которым удалось опередить австрийских специалистов, работавших над аналогичным проектом.

Вирионы вируса клещевого энцефалита представляют собой сферические частицы диаметром 50 нм. Их «сердцевина», где скрывается наследственный материал вируса – ​одноцепочечная РНК, окружена белково-липидной оболочкой. Слева – реконструкция поверхности зрелой вирусной частицы вируса клещевого энцефалита. С сайта NCBI. Вверху – вирусные частицы после инкубации при pH = 8.0. Электронная микроскопия. По: (Stiasny et al., 2007)

На сегодня генетики официально выделяют три субтипа вируса: европейский, сибирский и дальневосточный. Эти названия связаны с регионом, где был первоначально выделен «прототип», но в одном и том же месте могут обнаруживаться штаммы, относящиеся к разным субтипам.

Европейский субтип вируса клещевого энцефалита встречается преимущественно на территории Западной и Восточной Европы, а также европейской части России. Однако его ареал простирается от Франции и Нидерландов на западе до Южной Кореи на востоке. Отдельные вирусные очаги также обнаружены в Сибири и на Дальнем Востоке – их образование может быть связано с миграцией птиц, переносящих зараженных клещей. Как упоминалось выше, европейский вариант вируса не вызывает хронических форм болезни, а причиной смертности (1–2 %) нередко становится присоединившаяся бактериальная суперинфекция.

Дальневосточный субтип вируса, считающийся одним из самых патогенных, преимущественно обнаруживается на территории соответствующего региона, однако иногда его находили и в других местах, включая Прибалтику, Крым, Беларусь, европейскую часть РФ, а также Урал и Сибирь. Внутри дальневосточного субтипа выделяют еще несколько генетических линий, в том числе вариант, вызывающий геморрагические (с повышенной кровоточивостью слизистых оболочек) формы клещевого энцефалита с летальными исходами, которые были зарегистрированы в 1999 г. в Западной Сибири.

Главная опасность клещевого энцефалита в том, что для него не существует специфического лечения. Терапия, как и при любых других вирусных заболеваниях, направлена на борьбу с внешними проявлениями болезни и активацию противовирусного иммунитета, а дальше организм должен сам справляться с инфекцией. Наиболее эффективными мерами профилактики служит, во-первых, комплекс защитных мер по предотвращению укусов клещей, включая защитную одежду и химические препараты, отпугивающие либо убивающие этих членистоногих. Во-вторых, вакцинация, которая на сегодняшний день является единственным действенным методом против клещевого энцефалита

Самым распространенным и разнородным субтипом является сибирский: его обнаруживают почти повсеместно по всему ареалу вируса клещевого энцефалита. Считается, что он вызывает более легкие формы клещевого энцефалита по сравнению с дальневосточным. Однако по сравнению с европейским субтипом заражение им чаще приводит к развитию хронических форм болезни, сопровождающихся неврологическими и/или нейропсихиатрическими симптомами.

Исследования генетического разнообразия возбудителей клещевого энцефалита дают возможность совершенствовать системы диагностики для выявления всего спектра генетических модификаций вируса, а также заранее оценивать тяжесть заболевания на тех или иных территориях. Кроме того, они позволяют оценить, насколько современные вакцины соответствуют реальным генетическим вариантам возбудителя.

Подробнее читайте в журнале «НАУКА из первых рук» в статье С. С. Ткачева и В. В. Власова «Клещевой энцефалит: характер нордический, к людям беспощаден»