Этот белок усиливает воспаление при хроническом клещевом боррелиозе
Боррелий можно считать самыми коварными патогенами, переносимыми клещами. Вызываемая ими болезнь может сначала протекать практически бессимптомно, но спустя месяцы и годы после заражения приводить к тяжелым хроническим поражениям суставов, кожи и нервной системы. Недавно американские исследователи нашли еще один фрагмент головоломки, позволяющий лучше понять ход течения этой опасной инфекции
Болезнь Лайма, или клещевой боррелиоз – природно-очаговое заболевание, возбудители которого передаются человеку через укус иксодовых клещей. Эта инфекция характерна в первую очередь для России и США, хотя ей заражаются и жители других стран.
В России боррелиозам стали уделять пристальное внимание с 1980-х гг., в США – на десяток лет раньше, что неудивительно. Ведь хотя болезнь Лайма менее известна, чем клещевой энцефалит, она не менее значима и опасна: в США на сегодня это самое распространенное трансмиссивное (передающееся кровососущими членистоногими) заболевание. И число зарегистрированных случаев, и географическое распространение болезни растут.
Болезнь может носить двухфазный характер: для острой формы характерны лихорадка, мышечные и головные боли и другие малоспецифичные симптомы. При отсутствии своевременного лечения может развиться хроническая форма болезни с разнообразным и зачастую тяжелыми проявлениями. Часто встречается воспаление одного или нескольких крупных суставов – артрит Лайма
Ранее вероятным виновником воспаления и артрита при болезни Лайма был признан пептидогликан – важнейший компонент клеточной стенки почти всех бактерий, который предотвращает разрыв клетки при высоком осмотическом давлении. Этот биополимер обнаруживался в синовиальной оболочке пораженных суставов даже спустя несколько месяцев после заражения!
А недавно ученые идентифицировали у B. burgdorferi еще одно вещество, которое усиливает процесс воспаления у больных с артритом Лайма. Им оказался белок NapA, который связывается с пептидогликаном и усиливает его защитные свойства у бактерии.
Чтобы понять механизм провоспалительного действия NapA, исследователи поместили иммунные клетки нейтрофилы в середину микрофлюидной камеры, по которой клетки могут «ходить», как по лабиринту. На одной стороне камеры был помещен чистый пептидогликан, на другой – связанный с NapA, и именно туда быстро переместились иммунные клетки.
Можно представить, что когда бактерии гибнут в человеческом организме, они высвобождают NapA в комплексе с пептидогликаном. На ранних стадиях болезни он служит приманкой для иммунных клеток, «отвлекая» их от живых возбудителей, а на поздних стадиях провоцирует воспалительный процесс.
По мнению исследователей, комбинация пептидогликана и NapA может стать новой молекулярной мишенью для диагностики клещевых боррелиозов. Кроме того, эта находка может открыть путь для разработки вакцины против этой инфекции, которой до сих пор не существует.
Фото: https://pixabay.com, https://www.flickr.com