Этот белок усиливает воспаление при хроническом клещевом боррелиозе
Иксодовый клещ

Этот белок усиливает воспаление при хроническом клещевом боррелиозе

Боррелий можно считать самыми коварными патогенами, переносимыми клещами. Вызываемая ими болезнь может сначала протекать практически бессимптомно, но спустя месяцы и годы после заражения приводить к тяжелым хроническим поражениям суставов, кожи и нервной системы. Недавно американские исследователи нашли еще один фрагмент головоломки, позволяющий лучше понять ход течения этой опасной инфекции

Болезнь Лайма, или клещевой боррелиоз – природно-очаговое заболевание, возбудители которого передаются человеку через укус иксодовых клещей. Эта инфекция характерна в первую очередь для России и США, хотя ей заражаются и жители других стран.

В России боррелиозам стали уделять пристальное внимание с 1980-х гг., в США – на десяток лет раньше, что неудивительно. Ведь хотя болезнь Лайма менее известна, чем клещевой энцефалит, она не менее значима и опасна: в США на сегодня это самое распространенное трансмиссивное (передающееся кровососущими членистоногими) заболевание. И число зарегистрированных случаев, и географическое распространение болезни растут.

Спирохеты Borrelia burgdorferi. Окраска с помощью иммунофлуоресцентных антител

Возбудитель болезни Лайма – бактерия Borrelia burgdorferi. Один из часто встречающихся характерных признаков этой инфекции – красное кольцо неправильной формы на месте укуса (кольцевая мигрирующая эритема), результат воспалительной реакции на попавших в организм спирохет.
Болезнь может носить двухфазный характер: для острой формы характерны лихорадка, мышечные и головные боли и другие малоспецифичные симптомы. При отсутствии своевременного лечения может развиться хроническая форма болезни с разнообразным и зачастую тяжелыми проявлениями. Часто встречается воспаление одного или нескольких крупных суставов – артрит Лайма

Ранее вероятным виновником воспаления и артрита при болезни Лайма был признан пептидогликан – важнейший компонент клеточной стенки почти всех бактерий, который предотвращает разрыв клетки при высоком осмотическом давлении. Этот биополимер обнаруживался в синовиальной оболочке пораженных суставов даже спустя несколько месяцев после заражения!

А недавно ученые идентифицировали у B. burgdorferi еще одно вещество, которое усиливает процесс воспаления у больных с артритом Лайма. Им оказался белок NapA, который связывается с пептидогликаном и усиливает его защитные свойства у бактерии.

Чтобы понять механизм провоспалительного действия NapA, исследователи поместили иммунные клетки нейтрофилы в середину микрофлюидной камеры, по которой клетки могут «ходить», как по лабиринту. На одной стороне камеры был помещен чистый пептидогликан, на другой – связанный с NapA, и именно туда быстро переместились иммунные клетки.

Можно представить, что когда бактерии гибнут в человеческом организме, они высвобождают NapA в комплексе с пептидогликаном. На ранних стадиях болезни он служит приманкой для иммунных клеток, «отвлекая» их от живых возбудителей, а на поздних стадиях провоцирует воспалительный процесс.

По мнению исследователей, комбинация пептидогликана и NapA может стать новой молекулярной мишенью для диагностики клещевых боррелиозов. Кроме того, эта находка может открыть путь для разработки вакцины против этой инфекции, которой до сих пор не существует.

Фото: https://pixabay.com, https://www.flickr.com