«Клубный наркотик» кетамин: антидепрессивный эффект на мышей зависит от пола исследователя
Медицина

Психоактивное вещество кетамин широкой публике больше известно как «клубный» наркотик, вызывающий эйфорию и галлюцинации, но в медицинской и ветеринарной практике он используется для наркоза (в России с начала 2000-х гг. запрещен для применения в ветеринарии). В мире кетамин сейчас активно исследуют, в частности, как препарат с быстрым антидепрессивным эффектом. При этом механизм действия кетамина до сих пор понятен не до конца, и ученые продолжают его исследования на лабораторных животных. Однако недавно выяснившееся обстоятельство может в значительной степени перечеркнуть все ранее полученные данные, подвергнув сомнениям воспроизводимость поведенческих экспериментов на мышах.

Депрессивное расстройство, как известно, часто является причиной самоубийств, при этом традиционные антидепрессанты действуют далеко не сразу. Поэтому ученые и медики продолжают искать как долговременно действующие препараты нового поколения, так и способы быстро купировать опасное состояние в острых случаях, пока традиционные лекарства не начнут действовать. Кетамин дает быстрый антидепрессивный эффект, который развивается в течение нескольких часов, правда, угасает он примерно через неделю. Сейчас проводятся испытания, которые должны дать ответ на вопрос, нельзя ли просто раз в неделю применять этот препарат, пока не «включатся» основные лекарства.

Важно понять и точный механизм действия кетамина. Долгое время считалось, что большая часть его антидепрессивных эффектов обусловлена антагонистическим действием по отношению к глутаматным NMDA-рецепторам, хотя известно, что он оказывает влияние и на другие типы рецепторов, включая дофаминовые и опиоидные. Механизмы действия традиционных антидепрессантов иные. Недавно было также показано, что антидепрессивное действие кетамина может быть связано с одним из его метаболитов.

В одной из серий недавних экспериментов в лаборатории Мэрилендского университета в Балтиморе (США) после введения кетамина здоровым лабораторным мышам проводили тест принудительного плавания – стандартный тест на эффективность антидепрессантов. В этом испытании животных помещают в резервуар с водой, из которого они не могут самостоятельно выбраться, и замеряют время, которое мыши тратят на активные попытки спастись перед тем, как «складывают лапки». Антидепрессанты обычно продлевают этот период активного сопротивления, и кетамин не был исключением.

Однажды один из экспериментаторов-мужчин попросил свою коллегу женского пола провести такие тесты вместо него. Каково же было удивление исследователей, когда выяснилось, что в этом случае кетамин не дал антидепрессивный эффект! После серии проверок выяснилось, что кетамин действует на мышей как антидепрессант только если с ними работают мужчины. В экспериментах же с другими антидепрессантами пол исследователя не влиял на результаты.

Ученые предположили, что «виновником» мог быть запах, и поместили животных под вытяжную вентиляцию при введении препарата. Но выяснилось, в этих условиях антидепрессивного эффекта вообще не проявлялось, независимо от пола исследователя! Но если под вытяжку помещали ношенную мужскую футболку, эффект появлялся. Напрашивался вывод, что действующим веществом служило неизвестное соединение – результат взаимодействия кетамина и каких-то веществ, выделяемых мужским организмом.

В принципе, и так известно, что пол исследователя может влиять на результаты поведенческих экспериментов на животных. Например, мыши испытывают более сильный стресс, если с ними работает мужчина, а не женщина. С другой стороны, опубликовано множество статей, в том числе авторов-женщин, где показаны антидепрессивные эффекты кетамина на мышей. Возможно, здесь играют роль какие-то еще неучтенные факторы, но вышеизложенные результаты заставляют задуматься о корректности ранее проведенных исследований.

Что касается людей, то ученые не считают, что пол медработника, назначившего лекарство и сделавшего инъекцию препарата, может влиять на его эффективность у больного, страдающего депрессией. Но, по правде сказать, никто этого еще не проверял – так что кто знает?