Млекопитающие вышли на свет, когда динозавры его покинули
Динозавр рода Saurornitholestes и его добыча – норное млекопитающее из вымершего отряда Multituberculatа. Реконструкция Э. Уиллоуби на основе ископаемых данных из исследования Э. Симпсона «Predatory digging behavior by dinosaurs» (2010)

Млекопитающие вышли на свет, когда динозавры его покинули

Считается, что динозавры были активны днем: как холоднокровным животным, им было жизненно необходимо солнечное тепло. Первые млекопитающие, соответственно, вели ночной образ жизни, что позволяло им избегать нежелательных встреч с хищниками. Недавно британско-израильская группа ученых с помощью математического моделирования показала, что млекопитающие перешли на столь привычный для них дневной образ жизни только после исчезновения динозавров с лица Земли.

Используя инструментарий филогенетики, изучающей генетические взаимосвязи между видами во времени, ученые проанализировали множество данных, касающихся примерно 2,5 тыс. видов млекопитающих, и не только вымерших. Утверждать что-то определенное об особенностях поведения вымерших видов на основе одной лишь информации, извлеченной из ископаемых останков, затруднительно, поэтому в анализ были включены данные о поведенческих и анатомических особенностях современных животных. Ученые использовали сложные компьютерные алгоритмы, чтобы реконструировать образ жизни предков современных млекопитающих, обитавших на Земле миллионы лет назад.

Результаты анализа показали, что переход на дневной образ жизни произошел вскоре после вымирания динозавров, которое началось более 60 млн лет назад. Это случилось не мгновенно: этап перехода от ночной к дневной активности занял у млекопитающих миллионы лет, но это был именно тот период, за который динозавры окончательно вымерли.

Многие современные млекопитающие и сейчас остаются хорошо адаптированными к ночному образу жизни, сохранив столь необходимые в темноте острое обоняние и отличный слух. У большого числа видов сохранилось преимущественное сумеречное зрение, за которое в сетчатке глаза отвечают особые клетки-фоторецепторы – так называемые палочки.

Единственная группа млекопитающих, зрение которых хорошо адаптировано, – это приматы, к которым относится и человек. В сетчатке глаза этих животных имеется участок, очень чувствительный к яркому свету, – центральная ямка желтого пятна, содержащая только колбочки, фоторецепторы, отвечающие за дневное зрение. Острота зрения и восприятие цвета приматов сопоставимы с таковыми рептилий и птиц, существ, которые никогда не вели ночной образ жизни. По мнению ученых, именно предки приматов стали среди млекопитающих одними из первых, кто в процессе эволюции полностью или практически полностью перешел на дневной образ жизни.