И живые, и погибшие, регуляторные Т-лимфоциты препятствуют иммунотерапии рака
Физиология
Т-лимфоцит. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

И живые, и погибшие, регуляторные Т-лимфоциты препятствуют иммунотерапии рака

Хотя иммунологические методы лечения рака произвели настоящую революцию в лечении этого тяжелейшего заболевания, помогают они, к сожалению, не такому большому числу пациентов. Исследователи из Мичиганского университета (США) выяснили природу как минимум одного из ограничений применения иммунотерапии при злокачественных опухолях.

Одну из разновидностей клеток иммунной системы – Т-лимфоцитов, называют Treg (от слова «регуляторные»). В норме эти клетки останавливают иммунный ответ, когда в нем отпадает нужда: например, когда инфекция уже подавлена, и «враги» побеждены. Кроме того, регуляторные Т-лимфоциты защищают от атаки иммунной системы здоровые клетки организма, т.е. предотвращают развитие аутоиммунных заболеваний. Однако таким положением вещей могут пользоваться раковые клетки, которые выделяют регуляторные молекулы, активирующие Treg, и таким образом ускользают от иммунной системы организма.

Иммунологические методы лечения рака направлены на активацию иммунной системы, чтобы она начала эффективно уничтожать опухолевые клетки. После того, как в 2004 г. установили связь между низкой выживаемостью онкологических больных и уровнем клеток Treg, в клинических условиях были предприняты попытки по их избирательному уничтожению в организме пациентов. Но эти действия оказались совершенно бесполезными.

Более того: как недавно выяснилось, в результате гибели Treg тормозящий эффект на иммунную систему не только не исчезал, но даже усиливался! Это оказалось полной неожиданностью, но ученым удалось выяснить причину этого феномена.

Одна из особенностей Treg в том, что они восприимчивы к повреждающему действию свободных радикалов, которых обычно достаточно много в микроокружении опухоли. Попадая в такие неблагоприятных условия, они массово подвергаются апоптозу, т.е. совершают «самоубийство». В процессе апоптоза клетки Treg высвобождают множество молекул АТФ, которые служат универсальным источником энергии для всех биохимических реакций организма. Но в умирающих клетках Treg молекулы АТФ, в состав которых входит нуклеозид аденозин, распадаются, а высвободившиеся молекулы аденозина связываются с рецепторами на поверхности других Т-лимфоцитов – эффекторных. Это сопровождается угнетением функций этих лимфоцитов, в том числе, что особенно важно, их способности атаковать раковые клетки. Таким образом даже после своей смерти клетки Treg способны подавлять иммунный ответ организма, и этот эффект лишь усиливается при любых терапевтических попытках их уничтожить.

Есть ли выход из этой ситуации? Необходимо либо найти способ не «подпускать» регуляторные Т-клетки к опухоли, либо научиться непосредственно блокировать механизм, с помощью которого клетки Treg подавляют иммунную систему. Пока рано судить о том, насколько эти возможности реальны.