Может ли человек привыкнуть к невесомости?
Космонавт Сергей Рязанский в открытом космосе при проведении работ на МКС.

Может ли человек привыкнуть к невесомости?

Человечество вышло в космос уже более полувека назад. Правда, с тех пор дальше орбиты практически так и не продвинулось, хотя, конечно, современная космическая станция мало похожа на корабль «Восток», на котором летал Юрий Гагарин. С дальними полетами много проблем, и не последняя из них – здоровье людей. В том числе до сих пор нет ответа на вопрос: может ли человек, как биологический вид эволюционировавший исключительно в условиях земного притяжения, адаптироваться к невесомости? Очередные исследования, в которых участвуют российские и канадские ученые, также пока не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Выводы физиологов и медиков, изучавших влияние невесомости на организм человека со времен первых космических полетов, неутешительны. Космос людям не на пользу: нарушается энергетический и водно-солевой баланс, сбиваются биоритмы секреции гормонов и сердечной деятельности, идет деминерализация костей, развивается дисфункция иммунной системы и анемия и т.п.

Попытки выяснить изменения, происходящие в организме на биохимическом, молекулярном уровне до сих пор давали противоречивые результаты. Единого мнения до сих пор нет, хотя существуют разные гипотезы (к примеру, «космическую болезнь» приравнивают к процессу биологического старения). Возможность получить достоверную картину происходящего в космосе появилась лишь с развитием современных методов количественной протеомики.

Группа ученых провела сравнительное исследование 125 белков-биомаркеров неинфекционных заболеваний человека, предполагая, что такая панорамная картина даст информацию о механизмах адаптации. При этом был использован метод масс-спектрометрии, позволяющий в смеси веществ (например, в плазме крови) идентифицировать и посчитать отдельные молекулы. Космонавты сдавали кровь за месяц до полета, сразу по возвращении на Землю и спустя еще неделю. В число испытуемых вошли 17 космонавтов, проживших около полугода на Международной космической станции, и один, который провел на орбите больше года.

Оказалось, что три четверти всех исследованных белков плазмы не поменяли свои концентрации во время космического полета. Содержание других маркеров быстро возвращалось к норме после возвращения на Землю, но были и такие, концентрация которых нормализовалась очень медленно. Наиболее изменчивой была концентрация белков, имеющих отношение к широкому спектру биологических процессов, включая окислительный стресс, обмен веществ, функции иммунной системы. Последняя, по словам ученых, в условиях невесомости ведет себя как при болезни: организм человека «не понимает», что ему делать, и включает все возможные системы защиты.

На основании полученных данных запланировано углубленное исследование биохимических путей, белковые «участники» которых отреагировали на невесомость. Но предварительные выводы дают не слишком оптимистичный прогноз: у человека нет механизмов для относительно быстрой адаптации к таким радикальным изменениям условий существования, как невесомость.