Три дня голодания – на здоровье!
Физиология

Три дня голодания – на здоровье!

«Эпидемия» лишнего веса сделала популярными многочисленные диеты – низкоуглеводные, высокожировые, с прерывистым или длительным голоданием. Авторы последних схем часто утверждают, что, помимо потери веса, они приносят пользу организму в целом. Ученые доказали возможность положительного влияния голодания на здоровье, изучив динамику в крови содержания различных белков, в том числе связанных с развитием тех или иных заболеваний

Для наших далеких предков, у которых не было современного изобилия еды, голод был обычным делом. С древних времен длительное голодание было частью религиозных практик, а также использовалось для лечения некоторых заболеваний, таких как эпилепсия и ревматоидный артрит. В наши дни голодание обычно практикуют с целью снижения избыточного веса и уменьшения риска развития связанных с ним заболеваний.

Существуют различные схемы прерывистого голодания в течение дня. К примеру, можно пропускать завтрак или не принимать пищу после 18:00 – такой пищевой режим предлагают использовать для профилактики и лечения ожирения и ассоциированных с ним кардиометаболических нарушений и нейродегенеративных патологий. Что касается более длительных периодов, то до сих пор нет ответа на вопрос: приносит ли голодание длительностью 12–48 часов большую пользу для здоровья, чем сопоставимое сокращение потребления калорий при каждом обычном приеме пищи.

Тип ожирения человека определяется, как правило, его половой конституцией. У женщин жир откладывается преимущественно под кожей, у мужчин – в брюшной полости (так называемый пивной животик). При этом женщинам не стоит стремиться к полному искоренению жировой прослойки: в жировых клетках дополнительно синтезируются женские половые гормоны, что особенно важно в постклимактерический период. По: (Анищенко и др., 2009)

Известно, что во время голодания обмен веществ меняется и организм начинает использовать жировые запасы. Но полного понимания процессов адаптации организма к экстремальному ограничению калорий различной продолжительности пока нет. Однако с помощью методов протеомики – области молекулярной биологии, изучающей клеточные белки, можно измерить содержание в крови человека тысяч различных белковых молекул, что открывает возможность оценить их динамику при адаптации к голоданию.

Протеомный профиль плазмы крови до, во время и после голодания был изучен в недавнем исследовании международной группы ученых. Испытуемые – 12 здоровых человек обоего пола – 7 дней ничего не ели, а только пили воду. Как и ожидалось, в течение первых 2–3 дней эксперимента организм людей переключился на энергию, добываемую из запасенных жиров. За время эксперимента его участники потеряли в среднем 5,7 кг за счет жира и мышечной массы. После окончания голодания утрата последней была почти полностью восстановлена за 3 дня, тогда как жировая масса не восстановилась.

Во время эксперимента ученые наблюдали изменения содержания в крови примерно трети (числом немного больше тысячи) исследованных белков. И хотя уровни нескольких белков менялись уже через сутки-двое голодания, серьезные изменения происходили лишь после 3 дней. При этом даже спустя 3 дня после окончания «голодовки» уровни нескольких десятков белков по-прежнему отличались от первоначальных.

Исследователи выделили несколько групп белков, динамика которых отражает лабильные адаптации к длительному голоданию и последующему восстановлению. Примерами служат белки, участвующие в поддержании передачи «сигналов голода», снижении репродуктивной функции, поглощении печенью холестерина и липопротеинов низкой плотности, клеточном ответе на стресс и др.

На основе этих данных удалось выявить несколько предполагаемых «посредников», отвечающих за позитивный эффект голодания на здоровье. Так, при голодании происходит снижение уровня белка HYOU1, про который известно, что он связан с высоким риском развития ишемической болезни сердца. Другой яркий пример – понижение уровня белка SWAP70, ассоциированного с повышенным риском развития ревматоидного артрита. Если предположить, что SWAP70 в той или иной мере ответственен за проявление симптомов этого тяжелого аутоиммунного заболевания, это может частично объяснить облегчение боли у таких пациентов во время длительного голодания.

Также есть предположение, что негативное влияние ожирения на организм может быть опосредовано повышением содержания в крови белков SFTPD и рецептора интерлейкина 7, важных для работы иммунитета. Снижение уровня именно этих двух белков оказалось наиболее тесно связано с уменьшением веса тела во время голодания.

Результаты этой работы могут послужить основой для дальнейшего детального изучения молекулярных путей, на которые «завязаны» белки, ассоциированные с голоданием. Это может привести к разработке новых терапевтических подходов в такой области, в первую очередь для пациентов, которые не могут голодать «слишком долго».

Публикации по теме:

«Темная лошадка» современной медицины, или Что стоит знать о ревматологии?

Сахарный диабет как эволюционная ловушка