Нанокапсула с печеночными ферментами – новая «таблетка» от похмелья

Нанокапсула с печеночными ферментами – новая «таблетка» от похмелья

Несмотря на тысячелетние традиции употребления алкоголя, человечество все еще находится в поисках эффективного способа борьбы с похмельем или, если брать шире, с токсичными продуктами метаболизма этанола. Как известно, основная работа по утилизации «зеленого змия» ложится на ферменты печени, которые расщепляют спирт до токсичных перекиси водорода и ацетальдегида, а затем на безвредные воду и углекислоту. В помощь печени американские ученые недавно создали искусственный аналог печеночного ферментативного комплекса в виде нанокапсул, который успешно проявил себя в опытах по снятию алкогольной интоксикации – правда, пока только у «принявших на грудь» лабораторных мышей

Не секрет, что чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков может приводить к развитию ряда серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, сердечно-сосудистой системы, и не только хронических, но и острых. И страдают от этого не только завзятые алкоголики, но и просто любители выпить и «перебравшие» нормальные граждане. Многим из них приходится платить за удовольствие жестоким похмельем, а некоторые прямиком попадают на больничную койку.

Чтобы помочь организму справиться с алкогольной интоксикацией, ученые из Университета Южной Калифорнии (США) создали своего рода антидот – комплекс из печеночных ферментов алкогольдегидрогеназы, расщепляющей спирт до перекиси водорода и ацетальдегида, альдегиддегидрогеназы, расщепляющей ацетальдегид, и каталазы, разрушающей перекись водорода. Комплекс заключен в полимерные нанокапсулы, оболочка которых защищает и стабилизирует ферменты.

Новый препарат можно вводить внутривенно. Быстро накапливаясь в печени, он дополняет деятельность собственных печеночных ферментов организма, помогая им быстрее утилизировать как сам спирт, так и продукты его обмена.

«Боевое крещение» новый препарат прошел на лабораторных мышах, которых принудительно, через зонд, накачали раствором спирта (5 мг спирта на 1 г живого веса мыши). Затем животным ввели нанокапсулы, предварительно помеченные флуоресцентной меткой, чтобы убедиться, что они действительно накапливаются в печени.

Новый препарат позволил быстро и значительно (на 45%) снизить в крови животных концентрацию спирта. В результате мыши быстрее приходили в себя после приема алкоголя, а поскольку концентрация ацетальдегида в крови у них оставалась низкой, то и токсическое поражение печени было выражено слабее.

«Алкогольные» эксперименты на животных продолжаются, так как исследователи должны быть полностью уверены в эффективности и безопасности нового препарата. В частности, проверяется сбалансированность работы ферментов, чтобы токсические промежуточные продукты метаболизма спирта не накапливались, а сразу же нейтрализовались. Если результаты на животных будут стабильными, следующие испытания пройдут уже на людях. Такой антидот, одновременно избавляющий и от самого спирта, и от продуктов его обмена, имеет большие перспективы в терапии острой и хронической алкогольной интоксикации.

Фото: https://pixabay.com