Найден новый «молекулярный включатель» материнской самоотверженности

Найден новый «молекулярный включатель» материнской самоотверженности

Матери готовы встретиться лицом к лицу с опасностью, если это нужно для благополучия их детей. Такое поведение характерно как людей, так и для многих животных, но каков его механизм с точки зрения биологии? На примере лабораторных мышей ученые выяснили, что к этому имеет отношение особый белок в нейронах одного из участков мозга

Родительское внимание жизненно необходимо детенышам млекопитающих, которые иначе не выживут. Матери инстинктивно заботятся о них; у некоторых видов заботу о детях разделяют также папы-самцы и нерожавшие самки.

У грызунов родительская забота включает строительство гнезда, где мать их не только кормит, но и вылизывает, следит, чтобы они не мерзли, защищает от опасностей. Ученые из Центра исследований мозга RIKEN CBS (Япония) ранее выяснили, что такое поведение у грызунов обеспечивает работа участка мозга в центральной области гипоталамуса – центра вегетативной нервной системы, который регулирует самые разные процессы в организме.

Сейчас ученые выяснили, какие из нейронов гипоталамуса связаны с регуляцией у мышей именно родительского поведения. Оказалось, что у недавно родивших самок в четыре раза по сравнению с нерожавшими увеличивается число нейронов, несущих особый белок – рецептор кальцитонина, пептидного гормона, участвующего в обмене кальция.

При «выключении» таких нейронов они наблюдали нарушение материнского поведения у родивших самок. Такие мамаши не уделяли должного внимания новорожденным: не собирали их в гнездо, плохо кормили, так что многие мышата погибли из-за плохого ухода.

Чтобы проверить гипотезу, что рецептор кальцитонина усиливает у матерей мотивацию к родительскому поведению, ученые провели эксперимент: трех детенышей помещали в «опасное место» – на концы открытых рукавов приподнятого крестообразного лабиринта, а самку-мать сажали в закрытый четвертый рукав.

Матери каждый раз отправлялись за мышатами, чтобы перенести их в безопасное место. Однако нерожавшие самки, которые обычно также успешно собирают детенышей в гнездо, отказались делать это в приподнятом лабиринте. А когда ученые примерно наполовину заблокировали у мышей работу рецепторов кальцитонина, даже матерям потребовалось гораздо больше времени, чтобы решиться на «подвиг».

Ученые делают вывод, что повышение в гипоталамусе числа нейронов с рецепторами кальцитонина мотивирует мышей заботиться о своих детенышах, подавляя собственные страхи и желание избегать рискованных ситуаций. Другими словами, активация таких нейронов опосредует, по крайней мере, частично, материнскую заботу в условиях опасности

Но по мнению исследователей, имеются и другие молекулы, обеспечивающие подобный эффект, и рецепторы кальцитонина работают совместно с разными биологически активными соединениями, такими как «гормон привязанности» окситоцин и женский половой гормон эстроген.

Да и само решение о выборе поведения в каждом конкретном случае принимается непросто. Ученые выяснили, что у мышей может меняться характер взаимодействия нейронов, несущих рецептор кальцитонина, с другими областями мозга, принимающими участие в обработке поступающей информации. При виде детеныша сенсорная информация передается в гипоталамус, где интегрируется: происходит распознавание детеныша и определение его ценности в соответствии с социальным контекстом, прошлым опытом, гормональным фоном самой особи. И только после начинают работать области мозга, обеспечивающие выполнение принятого решения.

Такие процессы происходят в мозге родивших самок, а также самцов, которые после спаривания и сожительства с беременной самкой начинают заботиться как о своих, так и о чужих детенышах. Что касается остальных самцов, то они часто нападают на чужих мышат, повышая собственный репродуктивный успех. Однако искусственная активация нейронов, несущих рецептор кальцитонина в гипоталамусе, подавляла у них склонность к детоубийству.

В дальнейшем ученые планируют включить в свои исследования приматов, которые все-таки более эволюционно близки к нам, чем мыши.

Фото: https://snappygoat.com