«Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев»
Химия

Современная химическая промышленность базируется на достижениях каталитической химии: свыше 90% всех используемых в ней процессов – каталитические. В ноябре 2017 г. мировая научная общественность отметила 150-летие Владимира Николаевича Ипатьева – российского химика с мировой известностью, основателя науки и практики гетерогенного катализа с использованием высоких температур и давлений, на фундаментальные научные труды которого в СССР запрещено было даже ссылаться

«Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек» – так в 1942 г. скажет нобелевский лауреат Р. Вильштеттер о русском химике В.Н. Ипатьеве, однако это имя еще до недавнего времени было малоизвестно в нашей стране.

Еще в конце XIX в. Ипатьев первым получил из этанола изопрен, тем самым заложив базу для синтеза синтетических каучуков. Он относился к очень редкому числу ученых, которые сочетают в себе теоретика самого высокого класса и экспериментатора и даже менеджера, способного уже буквально завтра начинать строить завод по открытой им сегодня технологии. В последние годы царствования Николая II ученый успешно руководил химической промышленностью, а после революции и Гражданской войны занимался ее восстановлением; был видным членом Президиума ВСНХ и Госплана. Но после смерти Ленина Ипатьев был снят со всех постов, и от ареста его спас лишь выезд за границу для участия в международном химическом конгрессе и лечения.

«Древо Ипатьева», отражающее развитие его исследований в области каталитической органической химии и нефтехимии. Цифры указывают на даты проведения соответствующих исследований. По: (Кузнецов, Максименко, 1992)

В США Ипатьев, который к тому времени уже разменял седьмой десяток, прославился как изобретатель современной технологии каталитического крекинга нефти; он первым получил высокооктановый бензин и синтезировал полиэтилен. И сегодня тысячи нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятий во всем мире применяют каталитические технологии, предложенные русским ученым.

В 1937 г. американцы выбрали Ипатьева «Человеком года» – к этому времени в СССР он был лишен звания академика и гражданства. Но всю оставшуюся жизнь величайший химик XX в., лишь волею обстоятельств не ставший Нобелевским лауреатом, прожил в гостинице, буквально «на чемоданах», надеясь когда-нибудь вернуться в Россию. По словам Г. Пайнса, ученика и друга Ипатьева, именно «беспредельная любовь к Родине… была той почвой, на которой произрастали все выдающиеся результаты его научной деятельности…».

Подробнее о творческой деятельности и драматической судьбе академика В.Н. Ипатьева читайте в статье профессора, д.х.н. В.Б. Фенелонова (Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН, Новосибирск)