• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3892
Новые лекарственные препараты: одним выстрелом – по разным мишеням
Химия

Новые лекарственные препараты: одним выстрелом – по разным мишеням

Новые российские препараты против вирусов гриппа и Эбола вскоре могут выйти на этап клинических испытаний – с докладом об этих работах выступил на конференции по медицинской химии «MedChem 2015» (5—10 июля 2015 г., Новосибирский Академгородок) академик РАН О.И. Киселев, директор Научно-исследовательского института гриппа (Санкт-Петербург). В интервью журналу «Науке из первых рук» Олег Иванович рассказал подробности об этом и других проектах, реализуемых совместно с Новосибирским институтом органической химии имени Н.Н. Ворожцова СО РАН:
kiselev foto 3.jpg
Киселев Олег Иванович, академик РАН, директор Научно-исследовательского института гриппа (Санкт-Петербург)



Наше сотрудничество с Сибирским отделением РАН, с Институтом органической химии, фактически продолжается уже 5—7 лет. Оно идет в разных направлениях. Во-первых, это разработка препаратов против вируса гриппа, которые призваны подавлять размножение вируса в клетках. Во-вторых - органический синтез препарата из обширной группы пиразинамидов, которые с 1970-х гг. используются для лечения туберкулеза. В данном случае речь идет о разработанном в Японии противотуберкулезном препарате, активном в отношении вирусных инфекций. Модификация пиразинамида путем введения карбоксильной группы привела к тому, что он стал способен работать как противовирусный препарат, ингибируя фермент, участвующий в синтезе наследственного материала вируса, – РНК-зависимую РНК-полимеразу.

Брать за основу соединения, уже широко известные медицинскому сообществу и проверенные многолетней терапевтической практикой – это очень правильное и «выгодное» для науки решение. Ведь на разработку препарата «с нуля» требуется минимум 3—5 лет, а если «осваивать» молекулу с понятным синтезом, применением и токсикологическими показателями, то такой препарат можно доработать за 1,5—2 года.

Наше сотрудничество, начавшееся около 5 лет назад, оказалось очень эффективным благодаря нашим умным и доброжелательным сибирским партнерам. И сейчас мы «оживили» эти работы после длительного перерыва, так как выяснилось, что препарат оказался эффективным не только против вируса гриппа, но и против вируса Эболы, так как соответствующие ферменты этих вирусов оказались близки по строению в той части, которую атакуют пиразинкарбоксамиды. При этом все пиразины, вещества исходно природного, бактериального происхождения, являются в целом малотоксичными соединениями.

Работы по разработке препаратов против вируса Эбола ведутся нами параллельно с американцами, у нас есть оригинальное решение, хотя и не очень далекое от американского. Современный органический синтез – это очень сложная область. В этом смысле важно то, что для решения подобной проблемы нам не требуется ехать ни в Америку, ни в Европу: к счастью, в Новосибирском Академгородке молекулярная биология и вирусология традиционно поддерживается на очень высоком уровне, несмотря на все, что науке пришлось пережить с 1990-х гг. И этот комплимент я хотел бы в первую очередь адресовать руководству НИОХ СО РАН, зав. отделом химии природных и биологически активных веществ Н.Ф. Салахутдинову и зам. директору по науке А.Я. Тихонову, с которыми мы непосредственно работаем.

Подтверждением высокой квалификации новосибирских химиков служат прозвучавшие на конференции доклады талантливой молодежи из НИОХ. Хочу особо отметить приводящиеся в отделе химии природных и биологически активных веществ работы в области терпенов (на основе соединений камфары), которые могут стать основой нового поколения абсолютно оригинальных противовирусных препаратов. Химическая модификация таких сложных природных соединений – это настоящее искусство. Среди модифицированных тритерпенов сибирские химики обнаружили и вещества, перспективные в качестве противовоспалительных средств. Нужно отметить, что воспаление – это основа всех патологий; длительное воспаление в любом органе может завершиться и формированием раковой опухоли. Все это в полной мере относится и к генерализованному воспалению, которые мы наблюдаем при гриппе и других вирусных инфекциях. Поэтому сейчас многие новые медицинские разработки ориентированы на блокаду воспаления, в том числе путем контроля клеточных сенсоров окислительного стресса.

И сейчас мы совместно с нашими сибирскими партнерами планируем работы по созданию препаратов на основе тритерпенов. Еще раз повторюсь, что очень выгодно брать стартовые вещества гарантированного и безопасного действия, ведь бывает, что даже крупные фармацевтические концерны закрывают проекты, доходя до апробации на человеке, к примеру, из-за тератогенности, как это было с печально известным талидамидом. А камфару вводят и внутривенно как средство для борьбы с воспалениями.

Откладывать дело в долгий ящик мы не будем: сразу по возвращении я, как биохимик и врач по образованию, напишу медицинскую часть проекта, и мы немедленно будем искать финансирование. Это, на мой взгляд, является идеальным вариантом сотрудничества в области современной фармакологии: сначала врачи и ученые формулируют направления работы, на которые есть спрос в медицине; затем в работу по синтезу вступают химики высокого класса, а на следующем этапе – биохимики и практические медики, которые дают рекомендации по медицинскому применению нового соединения, проводят клинические испытания и помогают химикам зарегистрировать новый препарат. И в этом смысле преимущество НИОХ СО РАН еще и в том, что у них есть свое опытное производство.

Я надеюсь, что в итоге нашей совместной работы ассортимент надежных отечественных препаратов пополнится новыми противовирусными и противовоспалительными средствами, а в Сибирском отделении появятся новые имена, делающие честь не только отечественной, но и мировой науке.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!