Природная фармакология: грибы против вирусов
Культивируемые грибы, которые можно встретить на полках супермаркета: вешенка желтая (Pleurotus citrinopileatus) и вешенка королевская (Pleurotus eryngii). Фото Т.В. Тепляковой

Природная фармакология: грибы против вирусов

Одной из примет пандемии коронавируса стали подскочившие цены на имбирь, лимоны и даже репчатый лук – так называемые «продукты для иммунитета». При этом цены на свежие грибы, например, культивируемую вешенку, в супермаркетах даже упали. Однако результаты исследований экстрактов и биологически активных соединений из высших грибов убедительно доказывают их способность тормозить развитие целого ряда патогенных для человека вирусов, включая ВИЧ. К тому же многие из этих «лекарств» не только съедобны, но и очень вкусны, а с весенним теплом открывается и сезон «тихой охоты» на многочисленных диких представителей грибного племени

Грибы – одни из самых удивительных созданий живого мира. Они занимают промежуточное место между растениями и животными и даже выделены в отдельное царство Mycota. Грибы не способны к фотосинтезу, поэтому многие из них питаются «мертвой» органикой, другие являются паразитами или симбионтами. На сегодняшний день описано около 150 тыс. видов грибов, хотя, по оценкам ученых, их число превышает 1 млн. Что касается численности, то, к примеру, на долю грибов приходится до 90% биомассы всех микроскопических обитателей лесной подстилки.

Но наши сегодняшние герои – это высшие грибы с многоклеточным мицелием (телом, или грибницей), которые дают крупные плодовые тела, которые и называют в быту «грибами». Более сотни видов таких шляпочных грибов и активных разрушителей древесины издавна используется в традиционной медицине Китая, Кореи, Японии и других стран Юго-Восточной Азии. И хотя в Европе лечебным свойствам грибов не придавалось такого большого значения, римлянин Диоскорид еще около 2 тыс. лет назад описал медицинское применение лиственничного трутовика. Этот гриб, паразитирующий на стволах хвойных деревьев, был особенно популярен в России как кровоостанавливающее средство и лекарство от туберкулеза: в 1879 г. экспорт его сухих плодовых тел составил около 8 тонн!

Одни из первых научных исследований лекарственного потенциала грибов появились в конце 1960-х гг. в Японии, пострадавшей от ядерной бомбардировки, и были посвящены их противоопухолевой активности. К примеру, было доказано, что ежегодный прием в течение 1–3 месяцев экстракта шиитаке – знаменитого «гриба молодости» китайских императоров – поддерживает иммунитет и препятствует образованию и размножению раковых клеток, а применение его у онкобольных уменьшает побочные эффекты радио- и химиотерапии. И хотя тонкие механизмы взаимодействия «грибных» углеводно-белковых полимеров с рецепторами иммунных клеток еще продолжают изучать, уже сейчас очевидно, что они повышают активность практически всех звеньев иммунитета животных и человека.

Знаменитый шиитаке успешно выращивают на фермах, а умельцы могут делать это на даче и даже дома. Фото Д. Минакова

В результате препараты из плодовых тел грибов стали рассматривать как новый тип нетоксичных противораковых лекарств. В последние десятилетия они успешно завоевывают фармацевтические рынки Европы, США и, особенно, Японии, где составляют до трети всех применяемых иммунокорректоров и онкостатиков.

После установления противоопухолевой активности экстрактов, полисахаридов и других соединений из высших грибов стали появляться сведения о противовирусной активности тех же самых препаратов в отношении целого ряда вирусов. Например, полисахарид лентинан из шиитаке оказался активен против вируса энцефалита, вируса гриппа типа А и даже ВИЧ.

Новосибирские специалисты из ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» изучили на клеточных культурах противовирусный эффект около полутысячи образцов (водных экстрактов, полисахаридов и меланинов), полученных из чистых культур сибирских высших грибов. Эта грибная коллекция, собранная на «Векторе» с помощью микологов из Центрального сибирского ботанического сада, насчитывает более сотни штаммов, относящихся к 60 видам. Большинство из этих грибов давно используются в народной медицине, а некоторые (навозник белый, опенок зимний и др.) съедобны, хотя и не слишком известны среди грибников.

Вешенка легочная (Pleurotus pulmonarius) широко встречается во всей умеренной зоне, обычно с июля по сентябрь. Она селится на отмершей или умирающей древесине лиственных пород; ее заметные крупные «букеты» можно увидеть не только в лесах, но и в парках. Слева – колония гриба в культуре. Фото Т.В. Тепляковой

В результате были установлены наиболее перспективные штаммы грибов, активные в отношении ВИЧ-1, вирусов простого герпеса, Западного Нилагриппа разных субтипов и ортопоксвирусов (натуральной оспы и др.), при этом некоторые из них оказались активны в отношении трех и более патогенов. Абсолютным рекордсменом стал широко известный березовый гриб, или чага, (стерильные плодовые тела трутовика скошенного): его экстракт подавлял все (!) исследованные вирусы. Высокую противовирусную активность показали также некоторые другие виды трутовиков, а также веселка обыкновенная, вешенки легочная и устричная.

Что касается механизмов противовирусного действия грибов, то большинство исследователей сходятся на том, что оно является следствием повышения иммунитета. Но есть и другие мнения. Например, что биологически активные вещества гриба могут воздействовать на вирусы напрямую, конкурируя с вирусными частицами за поверхностные клеточные рецепторы, с помощью которых те прикрепляются и проникают внутрь клетки-хозяина. К примеру, такую противовирусную активность в отношении вирусов гриппа типа А продемонстрировали соединения из двух видов трутовиков.

Кроме того, биологически активные вещества грибов могут блокировать вирусные ферменты, необходимые для успешного размножения вируса в зараженных клетках. Так, водорастворимые лигнины, полученные из чаги и шиитаке, ингибировали один из ферментов ВИЧ, предотвращая дегенеративные клеточные изменения.

Клетки культуры Vero, предварительно обработанные водным экстрактом чаги (стерильных плодовых тел трутовика скошенного, Inonotus obliquus) не подверглись заражению (слева). В необработанных клетках были обнаружены многочисленные вирусные нуклеокапсиды и нарушения структуры клеточного ядра («спекание» хроматина) (справа) (Теплякова, Казачинская и др., 2012). Фото Е. Рябчиковой

Таким образом, как готовые экстракты и препараты из лекарственных грибов, так и грибы в «свежем виде» могут послужить эффективными средствами профилактики вирусных инфекций. Руководствуясь мудрым изречением, что «сама пища должна быть лекарством», грибники могут поискать в лесах не только привычные маслята и рыжики, но и другие съедобные и одновременно лекарственные грибы. Для всех же остальных в магазинах есть большой выбор свежей, замороженной и сушеной грибной продукции, включая вешенку и знаменитый шиитаке.

Особого внимания заслуживает чага, целебные свойства которой известны еще со времен Авиценны. При этом лучше использовать не готовый препарат бефунгин, содержащий соли кобальта, а сухое измельченное сырье, которое можно купить в аптеке. Длительная выдержка при высокой температуре отрицательно влияет на некоторые ценные вещества гриба, поэтому аптечную чагу лучше смолоть на обычной кофемолке и заваривать одну чайную ложку порошка стаканом кипятка. Измельченную чагу можно добавлять и к обычному кофе, который готовят в чашке или турке.

Кстати сказать, хотя в России, в том числе на Урале и в Сибири, не знали лекарств из экзотических восточных грибов, отвар или чай из чаги пили повсеместно, тем самым предохраняя себя от многих болезней. И нам в любом случае будет невредно последовать примеру предков.