Новые противозачаточные – на основе антител?
Физиология

Новые противозачаточные – на основе антител?

Все современные противозачаточные средства несмотря на свою эффективность и безопасность, имеют свои недостатки. Но научная мысль не дремлет, и недавно исследователи из США разработали принципиально новый метод «иммунной» контрацепции

Современные средства контрацепции гораздо разнообразнее, чем еще несколько десятков лет назад. Но все они, по сути, сводятся к двум вариантам: барьерные (презервативы, разные типы внутриматочной спирали) и гормональные (в виде таблеток, инъекций, долговременных имплантатов). Последние являются наиболее распространенным средством предотвращения беременности, но у некоторых женщин они вызывают побочные эффекты или просто не могут использоваться по медицинским показаниям. И вот недавно исследователи предложили новую стратегию эффективной негормональной контрацепции.

Известно, что в определенных случаях бесплодие как у женщин, так и у мужчин, вызвано выработкой их иммунной системой специфических защитных белков – иммуноглобулинов, действие которых направлено против сперматозоидов. В норме в организме работают механизмы, предотвращающие появление таких антител, но иногда они дают сбой.

Ученые выделили женские иммуноглобулины, которые связываются с поверхностным антигеном мужских половых клеток, снижая их подвижность. На этой основе была разработана панель антител против сперматозоидов; к этим белкам еще были «добавлены» несколько дополнительных фрагментов, связывающихся с антигеном мужских половых клеток. Такие поливалентные, т.е. распознающие несколько антигенов, антитела оказались «в пробирке» в 10–16 раз более эффективными, чем исходные, обнаруженные у женщин с иммунологическим бесплодием.

Далее эти антитела были протестированы на овцах, которым предварительно вводили во влагалище человеческую сперму. Когда через пару минут после введения антител исследователи подсчитали в образцах количество подвижных сперматозоидов, то обнаружили, что их число снизилось на 99,9% (!) по сравнению с контрольной группой.

Конечно, потребуются дополнительные исследования, чтобы точно сказать, может ли эта методика стать полноценным методом контрацепции. И в первую очередь нужно выяснить, будут ли эти антитела работать так же успешно в организме женщины.

При этом новые антитела представляют собой не только потенциальные биопрепараты для негормональной контрацепции, но и платформу для создания эффективных поливалентных моноклональных антител для других биомедицинских приложений.

Фото: https://pxhere.com