Беременность меняет «биологический возраст» женщины
Физиология

Беременность меняет «биологический возраст» женщины

Есть два популярных и диаметрально противоположных «ненаучных» взгляда на беременность и вскармливание ребенка. Одни люди считают, что это отнимает годы жизни у матери, другие – что это лишь прибавляет ей здоровья. Как ни удивительно, но похоже, что оба эти мнения справедливы, как можно судить по работе ученых, занимающихся эпигенетическими (надгеномными) исследованиями

Несмотря на то что некоторые женщины при беременности буквально «расцветают», вынашивание ребенка в любом случае – это сильнейший стресс для организма. И сопровождается он глубокими физиологическими изменениями в организме матери, которые потенциально могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но действительно ли беременность на годы сокращает жизнь матери?

Сегодня для оценки риска развития таких осложнений беременности, как преэклампсия, которая сопровождается повышением артериального давления, отеками и нарушением работы почек, применяют специальные тесты. Но до сих пор нет способа оценить урон, который наносит беременность организму в целом.

Для такой оценки теоретически можно использовать так называемый биологический возраст, отражающий степень реального старения организма, который рассчитывают с помощью математических алгоритмов, известных как «эпигенетические часы». Этот метод базируется на определении уровня метилирования (присоединения метильных групп -СН3) к определенным участкам ДНК, что блокирует считывание генетической информации.

Эпигенетические изменения не меняют нуклеотидную последовательность ДНК, но регулируют активность генов. Public Domain/Darryl Leja, NHGRI

Изменения уровня метилирования, как и другие эпигенетические (надгеномные) модификации, накапливаются в клетках в процессе нормального старения – на этой основе можно оценить скорость старения. Если ткань или орган оказывается «старше» хронологического возраста человека, это указывает на больший риск развития той или иной патологии.

Важно, что эпигенетические модификации, влияя на работу генов, не изменяют саму структуру молекулы ДНК и могут быть обратимы. Ранее ученые из США, Швеции и Венгрии показали, что различные формы стресса (серьезная операция, тяжелая форма COVID-19, беременность) могут приводить к увеличению биологического возраста, но при восстановлении этот эффект «откатывается» назад. Эти данные были получены на лабораторных мышах и подтверждены на небольшой группе людей.

Недавно американские ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне и Йельской школы медицины провели более масштабное исследование на людях, в рамках которого были собраны образцы крови у 119 женщин в разные периоды беременности и после рождения ребенка.

Оказалось, что во время беременности биологический возраст участниц, оцененный по уровням метилирования ДНК, на 1–2,5 года превышал их фактический возраст. Проще говоря, беременность привела к ускоренному старению.

Однако через 3 месяца после родов у 68 участниц биологический возраст снизился на 3–8 лет по сравнению с ранними сроками беременности. Сам эффект «омоложения» зависел от двух факторов: он был больше у тех, кто кормил ребенка грудью, и меньше у женщин с более высокой массой тела до беременности.

Результаты этой работы показывают, что беременность действительно отражается на состоянии всего организма, и в ретроспективе ее эффект может оказаться положительным. Конечно, в этом смысле остается еще много вопросов. Так, непонятно, становятся ли клетки после беременности на самом деле биологически «моложе», как такое снижение биологического возраста отражается в дальнейшем на показателях здоровья и продолжительности жизни. Все это – предмет будущих исследований.

Публикации по теме:

Как писать и переписывать партитуру ДНК

Можно ли отменить старение?

К «звездным вратам». От зачатия до рождения