Образ жизни в детстве влияет на кишечную микрофлору во взрослом возрасте

Образ жизни в детстве влияет на кишечную микрофлору во взрослом возрасте

Известно, что нарушения микрофлоры в критические периоды развития организма из-за приема антибиотиков или неправильного питания могут иметь долгосрочные негативные последствия. Недавно ученые показали на примере лабораторных мышей, что особенности пищевого рациона и характер двигательной активности в детском возрасте могут заметно отразиться на микрофлоре взрослой особи. Вероятно, эти выводы можно экстраполировать и на людей

Микробиомом называют совокупность всех микроорганизмов (бактерий, грибков, вирусов), населяющих организм человека или животного. Большинство из них обитает в кишечнике, участвуя в переваривании пищи, синтезе витаминов, регуляции работы иммунной системы и выполняя еще много других, полезных для «хозяина», функций. Но если нарушить сложившийся в пищеварительном тракте микробный баланс, можно спровоцировать развитие самых разных патологических состояний.

Недавно ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) на примере лабораторных мышей изучили влияние питания и физических нагрузок детенышей на их микробиом во взрослом возрасте. В эксперименте участвовали мыши особой генетической линии – «бегуны», которые, помимо высокой физической активности, отличаются соответствующими особенностями обмена веществ, помогающими, к примеру, хорошо переносить аэробные нагрузки.

Эксперимент длился около трех недель – с момента отлучения «от груди» до начала половой зрелости. Часть мышат получали стандартную «здоровую» диету, другие – менее здоровую «западную» диету с высоким содержанием жиров и сахара. Физическая активность у них также была разной, поскольку не у всех животных была возможность бегать в колесе.

После окончания эксперимента мыши содержались в обычных лабораторных условиях на стандартной диете. Спустя 3,5 месяца (что эквивалентно примерно 6 годам у человека) у них были взяты пробы фекалий, в которых были изучены разнообразие и численность бактерий путем секвенирования их генетического материала.

Исследователи обнаружили у взрослых животных различные изменения структуры микробного сообщества кишечника. Оказалось, что «западная» диета детенышей привела к уменьшению разнообразия бактерий и, в частности, к снижению численности Muribaculum intestinale, о которых на сегодня известно, что они участвуют в обмене углеводов. Самая высокая численность M. intestinale была обнаружена у взрослых мышей, которые получали в детстве здоровое питание и могли бегать в колесе.

Ученые собираются повторить свой эксперимент, чтобы определить, в какие моменты жизни у животных появляются подобные изменения, и как долго они могут длиться. Но в любом случае эти результаты говорят о том, что потребление в детском возрасте слишком большого количества жирной и сладкой пищи, особенно на фоне гиподинамии, может надолго, если не навсегда, изменить кишечную микрофлору со всеми вытекающими последствиями. И вполне возможно, что последующие изменения диеты и активности не смогут это исправить.

Фото: https://pixabay.com/ru