Открыта новая лекарственная мишень возбудителей грибковых инфекций
Медицина
Пекарские дрожжи – типичные представители микроскопических одноклеточных грибков из класса сахаромицетов. © CC BY-SA 3.0/Mogana Das Murtey and Patchamuthu Ramasamy

Открыта новая лекарственная мишень возбудителей грибковых инфекций

Микроскопические грибы, как и бактерии, находятся повсюду вокруг нас, и также могут вызывать инфекционные заболевания. Ежегодно ими болеют около 150 млн человек, из которых 1,7 млн умирают – в основном, это люди с иммунодефицитом. При этом современные лекарства от этих инфекций обладают множеством недостатков, включая высокую токсичность, поэтому ученые ищут новые противогрибковые средства

Дрожжевые грибы, несмотря на свою одноклеточность, относятся к высшим эукариотическим (ядерным) организмам, как и мы. И несмотря на огромную эволюционную пропасть между этими грибами и млекопитающими, молекулярные процессы, с помощью которых клетки «решают», стоит ли им расти, у них очень схожи.

За эти эволюционно консервативные процессы отвечает белковый комплекс TORC1 (Target of Rapamycin Kinase Complex 1). В качестве триггера, стимулирующего или останавливающего рост клетки и синтез в ней нужных клеточных компонентов и соединений, выступает количество питательных веществ, молекулярных маркеров стресса и определенных гормонов. Когда уровень этих соединений высок, клетка растет, а при низком уровне работа TORC1 подавляется, что заставляет клетку входить в состояние покоя.

Теоретически дрожжевую инфекцию можно подавить, воздействуя на TORC1 с помощью, к примеру, его известного ингибитора рапамицина. Но одновременно будет подавлен рост иммунных клеток и работа иммунной системы самого организма-хозяина. Рапамицин так и используют – для подавления реакции иммунной системы на трансплантат у пациентов при пересадке органов.

При этом важно отметить, что TORC1 имеет решающее значение для развития у человека «правильной» иммунной реакции на патоген. И при «поломке» этого белкового комплекса могут запускаться разнообразные патологические процессы, включая рак и эпилепсию при его чрезмерной активации, и депрессию – при недостаточной функции.

TORC1 регулируется сложной сигнальной сетью, которая более или менее хорошо изучена только у человека, хотя ее активно изучают еще у некоторых организмов. И одни из них – почкующиеся, или делящиеся дрожжи, представители класса грибов Schizosaccharomycetes.

Сейчас исследователи из Университета Аризоны изучили молекулярные механизмы регуляции TORC1 у этих дрожжевых грибов и обнаружили, что их белок Ait1, который является «датчиком» питательных веществ и инициирует работу комплекса TORC1, отличается от человеческого аналога (белка Rheb). И лекарственные препараты, мишенью которых будет Ait1, теоретически могут стать эффективными и безопасными противогрибковыми средствами.

Этот белок исследователи уже обнаружили у представителей двух родственных семейств – сахаромицетовых и сахаромикодовых, включая гриб Candida glabrata, которой является частью нормальной микрофлоры слизистой, но при некоторых условиях способен вызывать тяжелые кандидозы. Ученые выяснили, что эволюционно Ait1 появился у предковой формы этих дрожжей примерно 200 млн лет назад. Они предполагают, что подобная перестройка пути TORC1, вероятно, могла произойти и при эволюции многих других «простых» эукариот.