Печеночные мхи могут стать безопасной альтернативой медицинской марихуане
Медицина
Радула сплюснутая (Radula complanata) – «родственница» видов, содержащих перроттетинен

Печеночные мхи могут стать безопасной альтернативой медицинской марихуане

Сегодня в мире широко дискутируется вопрос об использовании в медицинской практике марихуаны – наркотика, получаемого из посевной конопли (Cannabis sativa). Психоактивные вещества конопли (каннабиноиды) уже разрешены в некоторых странах для купирования хронических болей и спазмов, избавления от головокружения и стимуляции аппетита; производные конопли способны уменьшать и симптомы при воспалительных заболеваниях. Поэтому таким привлекательным кажется альтернативный вариант, при котором терапевтический эффект марихуаны достигается при минимальном наркотическом действии

Один из основных алкалоидов конопли – тетрагидроканнабинол (ТГК) – был впервые выделен еще в 1964 г., и довольно долго считалось, что синтезируется он только этим растением. Тетрагидроканнабинол обладает хорошим терапевтическим потенциалом, но используется в медицине редко, так как обладает выраженным наркотическим, психоактивным эффектом.

Позже выяснилось, что вещества, химически сходные с ТГК, также синтезируют некоторые представители печеночников, или печеночных мхов – древнейшей группы высших наземных растений, родственной обычным мхам. В 1994 г. в Radula perrottetii, относящимся к юнгерманиевым печеночникам, был впервые обнаружен алкалоид, близкий к алкалоиду конопли, который был назван перроттетиненом (ПЭТ). Позже это вещество было обнаружено и в других видах радул.

Сейчас об этих печеночных мхах свободно пишут в интернете как о вполне «легальных» наркотиках, хотя с научной точки зрения об их свойствах до недавних пор мало что было известно. Группа швейцарских ученых исправили это упущение, хотя работали они не с самими растениями, встречающимися лишь в Японии, Новой Зеландии и Коста-Рике, а с алкалоидом, синтезированным химическим путем.

В экспериментах на лабораторных мышах они выяснили, что ПЭТ быстро проникает в мозг и специфически активирует каннабиоидные рецепторы клеток. Эти рецепторы были открыты при изучении психоактивного действия соединений марихуаны, за что и получили свое название, но в норме с ними связываются эндогенные каннабиоиды, которые вырабатываются в самом организме и участвуют в регуляции работы клеток нервной или иммунной системы.

Связываясь с каннабиоидными рецепторами головного мозга, ПЭТ понижал у подопытных мышей уровень провоспалительных молекул простагландинов и вызывал более сильный противовоспалительный эффект по сравнению с ТГК из конопли. Психоактивный же эффект у перроттетинена оказался слабее, так что у алкалоида печеночников есть хороший шанс потеснить марихуану из ниши, которую она занимает в современной медицинской практике.

Фото: https://ru.wikipedia.org