Перья и теплокровность позволили выжить ранним динозаврам
Науки о Земле

Перья и теплокровность позволили выжить ранним динозаврам

Все знают, что динозавры вымерли 66 млн лет назад в катаклизме, случившемся от столкновения Земли с метеоритом и последующей «большой зиме», вызванной поднятой пылью. Не так известно более загадочное массовое вымирание, которое произошло гораздо раньше – 202 млн лет назад, и в котором, в отличие от крупных рептилий, динозавры как раз уцелели. Ученые предложили убедительную версию причин триасово-юрского вымирания, и того, почему преимущество тогда получили динозавры

Считается, что динозавры впервые появились в триасе, около 231 млн лет назад, когда большая часть суши планеты представляла собой один гигантский континент – Пангею, основными «хозяевами» которой были рептилии. За несколько млн лет динозавры вышли из родных умеренных южных широт и добрались до крайнего севера.

Поздний триас и ранняя юра, положившая начало эпохе динозавров, считаются одним из очень немногих периодов в истории Земли, когда на ней не было полярных ледниковых шапок, а в полярных регионах росли лиственные леса. Общепринято, что «тепличное» состояние Земли было обусловлено очень высоким содержанием в атмосфере углекислого газа – CO2.

Ахерораптор (реконструкция) известен только по верхней и нижней челюстям, поэтому изображают только его голову и шею

Некоторые климатические модели предполагают, что в высоких широтах все же бывало холодно, но доказательств не было. Сейчас международная группа ученых выяснили на основе эмпирических данных (а не только моделей), что в те времена в высоких широтах случались отрицательные температуры. Их доказательства основаны на анализе отложений возрастом 206 млн лет со дна древних озер Джунгарской впадины на северо-западе Китая. Состав отложений говорит, что эти области регулярно замерзали, и одновременно о том, что там обитали динозавры.

В конце триаса за короткий с геологической точки зрения период продолжительностью около миллиона лет вымерло более трех четвертей всех наземных и морских видов на планете. Многие ученые связывают это вымирание с массовыми извержениями вулканов, которые могли длиться сотни лет подряд – Пангея начинала разделяться на современные континенты. Казалось бы, извержения должны были только добавить в атмосферу углекислого газа, что еще сильнее повысило бы температуру. Но согласно одной из гипотез, вулканы могли извергать серосодержащие аэрозоли, которые отражали так много солнечного света, что вызывали вулканические зимы. Такие зимы могли длиться по десятку лет, вызывая серьезные падения температуры даже в тропиках.

Но уничтожив средних и крупных рептилий, вулканические зимы почему-то пощадили динозавров, которых до сих пор считали теплолюбивыми существами. Известно, что многие, если не все, даже «нептичьи» динозавры (а некоторые динозавры являются отдаленными предками птиц), имели примитивные перья, а многие были теплокровными. Именно эти адаптации, по-видимому, позволили им выживать в морозы, питаясь богатыми растительными ресурсами высоких широт. В дальнейшем динозавры успешно распространились по планете, где и господствовали долгие миллионы лет. А остальные – вымерли.

Фото: https://he.wikipedia.org, https://en.wikipedia.org