ВИЧ ускоряет биологическое старение
Скульптурная модель вируса иммунодефицита человека, стекло. Худ. Люк Джеррам

ВИЧ ускоряет биологическое старение

ВИЧ-инфекция последнее время не сильно на слуху – в отличие от первых лет распространения этой болезни. Но, несмотря на появление относительно эффективных методов лечения, она остается серьезной проблемой, в том числе в нашей стране. А недавно ученые выяснили детали влияния заражения ВИЧ, напрямую не связанные с поражением иммунной системы

Исследователи постепенно выясняют все новые подробности взаимодействия вируса иммунодефицита человека и человеческого организма. Последнее время появляется все больше доказательств, что заражение ВИЧ связано с ранним появлением хронических заболеваний сердца и почек, а также когнитивных проблем, что иногда описывают как преждевременное старение.

Белок CCDC137 (красным цветом), необходимый для деления клеток, истощен в клетках, инфицированных ВИЧ-1 (справа, зеленым цветом). © CC BY 4.0/ Zhang and Bieniasz

Недавно ученые из США исследовали показатели биологического старения у участников исследования 1984–2019 гг., проанализировав образцы крови мужчин из группы риска заражения ВИЧ (имеющих гомосексуальные контакты). Для анализа использовали пробы 102 человек, собранные за полгода или меньше до заражения ВИЧ, и через два-три года после заражения. Контролем послужили образцы крови не заразившихся участников исследования.

Что такое биологическое старение? Кроме хронологического, «паспортного» возраста у человека различают «биологический возраст», отражающий степень реального развития (и старения) организма. Для его оценки используют так называемые эпигенетические часы. Этот подход основан на отслеживании событий метилирования (присоединения метильной группы СН3-) ДНК в регуляторных областях генов. Метилирование обычно приводит к «выключению» гена, при этом сама его структура не изменяется. В норме этот процесс обеспечивает разнообразие типов клеток, которое является результатом активности разных наборов активных генов.

Обычно метилирование генов усиливается с течением жизни и коррелирует с хронологическим возрастом. Однако при определенных условиях этот процесс может еще больше ускориться, что рассматривают как показатель ускоренного биологического старения.

Сейчас ученые изучили параметры четырех вариантов эпигенетических часов, представляющие собой разные «сборки» генов, подвергающихся метилированию, для анализа которых использовались разные методики. Кроме того, они оценили еще один показатель биологического старения – длину теломер, защитных «колпачков» на концах хромосом, которые укорачиваются при каждом делении до тех пор, пока клетка теряет возможность делиться.

Динамика абсолютного числа ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом в России с 1990 по 2015 гг. По: (Нетесов, 2016)Оказалось, что за относительно короткий срок – в среднем менее 3-х лет – у ВИЧ-инфицированных наблюдалось значительное увеличение биологического возраста согласно трем из четырех вариантов эпигенетических часов, а также ускоренное укорочение теломер. У здоровых мужчин эпигенетические показатели за это время не изменились.

Таким образом, уже в первые годы жизни с ВИЧ вирус вызывает ускоренное старение на уровне ДНК. Пока нет достоверных данных о том, как на это влияет антиретровирусная терапия, так как образцы крови участников собирали до начала лечения. По словам ученых, их предварительные наработки свидетельствуют, что терапия может улучшить эти показатели, хотя и не возвращает их к уровню, характерному для возраста.

Исследования будут продолжены: планируется включить в них женщин и в целом увеличить размер выборки, чтобы более точно оценить эффект терапии и научиться прогнозировать клинические исходы у зараженных ВИЧ. Но уже сейчас эти результаты служат еще одним напоминанием о важности профилактики, ранней диагностики и, возможно, раннего начала антивирусной терапии.

Фото: https://elifesciences.org