Почему у человека детородный орган без костей
Бакулюм макаки (Macaca fuscata)

Почему у человека детородный орган без костей

Известно, что детородный орган самцов некоторых организмов содержит кость, которая по-научному называется бакулюм (лат. baculum – палка, посох). Раньше считалось, что бакулюм есть у представителей восьми отрядов млекопитающих: это насекомоядные животные: афросорициды, землеройкообразные и ежеобразные; рукокрылые – летучие мыши; шерстокрылы, грызуны, а также хищные и приматы. Недавно небольшой бакулюм обнаружили также у американской пищухи из отряда зайцеобразных. У человека, в отличие от большинства приматов, включая достаточно эволюционно близких нам шимпанзе, бакулюм отсутствует. Человек в этом смысле не уникален, у разных видов одного отряда пенисная кость может быть, а может и не быть. Но почему одни организмы (виды, отряды) имеют бакулюм, а другие нет, понятно не до конца. Ученые из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) частично прояснили этот вопрос.

Бакулюм часто описывают как «самую разнообразную кость»: он сильно различается по длине, ширине и форме у разных видов млекопитающих. Самый большой бакулюм, до 60-70 сантиметров, – у моржа, а, например, у шимпанзе он длиной всего несколько миллиметров. Такое разнообразие объясняется тем, что эволюция мужских половых органов вообще происходит быстро. В качестве иллюстрации можно привести эксперимент по изменению ширины бакулюма, проведенный на популяции домашних мышей. Зверькам искусственно повысили давление полового отбора, навязав полигамные отношения: в клетке размещали одну самку с несколькими самцами, которые были вынуждены конкурировать за нее. Через 27 поколений у самцов этой популяции пенисная кость была значительно толще, чем в исходной моногамной популяции, где конкуренции за самку и такого давления отбора не было. Эти исследования указывают на то, что посткопуляторный, то есть, происходящий не до, а после спаривания, половой отбор может быть движущей силой эволюции кости пениса.

Исследователи провели филогенетический анализ эволюции бакулюма (его отсутствие, наличие, размер) среди приматов и хищников, – среди представителей этих отрядов есть виды, как имеющие, так и не имеющие пенисную кость. В анализ были включены такие параметры как масса яичек, сезонность размножения, продолжительность коитуса и тип брачных отношений – моногамный или полигамный.

Связи между длиной бакулюма и массой яичек ученые не нашли. Зато они обнаружили, что наличие и размер бакулюма положительно коррелирует с длительностью полового акта, с полигамной системой спаривания, а также с сезонностью размножения животных.

Наличие бакулюма продлевает длительность совокупления, что на какое-то время задерживает самку от повторного спаривания с другим самцом, тем самым увеличивая шансы самца успешно оплодотворить ее в условиях конкуренции, которая возникает как при полиандрии, так и при ограничении возможности спариваться сезоном размножения. Еще одно преимущество бакулюма состоит, по-видимому, в том, что у многих видов он слегка выступает наружу эрегированного пениса, что обеспечивает контакт с шейкой матки самки и облегчает перенос спермы в матку.

Для человеческих популяций ситуации, способствующие появлению бакулюма, нехарактерны. Сезонность размножения у человека отсутствует, полиандрия (спаривание самки с несколькими самцами) тоже встречается редко – люди обычно практикуют или моногамию или полигинию (спаривание самца с несколькими самками). Поэтому природа «решила», что человеку бакулюм не нужен – ему и так хорошо.

Фото: https://ceb.wikipedia.org