• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1925
Почешемся вместе или «заразное» поведение
Физиология
Бурундук

Почешемся вместе или «заразное» поведение

Наверное каждый замечал, как стоит кому-то зевнуть или почесать нос, тут же хочется сделать то же самое. Такие «заразные» формы поведения характерны для человека и высокосоциальных животных. Ранее выдвигались гипотезы о связи «заразного» поведения с эмпатией (сопереживанием, сочувствием), но не объяснялся ни биологический смысл явления, ни его конкретные механизмы. Ученые из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) изучали «заразное» поведение не на поведенческом, а на молекулярном уровне, на старых добрых лабораторных мышах, конечно, убедившись, что у них тоже наблюдается этот феномен.

Сначала мышей сажали в соседние клетки, чтобы они могли друг друга видеть, и наблюдали за их поведением. Выяснилось, что «заразное» поведение у мышей существует: если одна мышь чесалась, то другая с большой вероятностью тоже начинала чесаться. Затем эксперимент повторили, показывая мышам видео, на котором мышь чесалась (контрольным животным тоже показывали видео мыши, но она не чесалась). У мышей плохое зрение, и ученые даже не были уверены, заметит ли мышь вообще, что ей показывают фильм, однако результаты были теми же – глядя на изображение мыши, которая чешется, мышь-«наблюдатель» начинала чесаться. Таким образом выяснилось, что в развитии «заразного» поведения участвует зрение (а не, например, обоняние или слух). При этом был сделан вывод о том, что эмпатия не имеет отношения к «заразному» поведению у мышей, так как у этих животных эмпатия проявляется только по отношению к знакомым особям, а на видео показывали «незнакомцев».

Затем исследователи провели иммуногистохимический анализ срезов мозга животных, исследуя количество белка c-Fos, который часто используют как маркер нейрональной активности. Анализ показал повышенную активность некоторых областей мозга у мышей, наблюдавших, как чешутся другие мыши, по сравнению с контрольными животными.

Одной из областей мозга с повышенной активностью оказалось образование, отвечающее за работу циркадных ритмов (биологических часов) – супрахиазматическое ядро гипоталамуса. Информация о световом дне в супрахиазматическое ядро поступает с фоторецепторов сетчатки глаза. Так как мыши «заражались» почесыванием, воспринимая зрительную информацию, ученые предположили, что такое поведение может быть опосредовано деятельностью супрахиазматического ядра, точнее, нейропептидного маркера этой структуры под названием гастрин-высвобождающий пептид (GRP). Этот пептид, с одной стороны, вовлечен в процессы регуляции циркадных ритмов, а с другой – необходим для передачи ощущения кожного зуда на уровень спинного мозга.

Действительно, мыши, которым методами генной инженерии «выключили» ген, кодирующий GRP, и которым «выключили» рецептор к этому нейропептиду, не были подвержены «заразному» почесыванию, хотя способность чувствовать зуд и чесаться они сохранили. С другой стороны, инъекции GRP непосредственно в мозг мышей, также как стимуляция экспрессирующих GRP нейронов супрахиазматического ядра оптогенетическими методами, вынуждали животных чесаться.

Таким образом, в развитии «заразного» поведения участвует супрахиазматическое ядро гипоталамуса, а молекулой-посредником служит GRP. Пока непонятно, каким конкретно образом взгляд на чешущегося соплеменника запускает этот процесс. Также пока неизвестно, такой же или какой-то другой механизм опосредует «заразное» поведение у людей.

Ученые предполагают, что биологический смысл «заразного» поведения может быть в пользе – в каких-то ситуациях – того, что действие одного члена группы обязательно повторят другие, например, будут чесаться при нападении кусающих насекомых.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!