Попугаи-монахи: с социальной лестницы лучше не падать
Попугаи-монахи (Myiopsitta monachus)

Попугаи-монахи: с социальной лестницы лучше не падать

Социальная иерархия присуща не только человеческим сообществам. Механизмы формирования иерархических отношений бывают разными, и изучение их у животных помогает нам понять кое-что о нас самих. Сейчас исследователи изучили механизмы формирования социальной иерархии у попугаев-монахов, чтобы понять, как они завоевывают высокое положение в группе

Животных обычно делят на живущих группами и ведущих одиночный образ жизни. Однако все особи в какие-то периоды жизни так или иначе контактируют с представителями своего вида или образуют временные группировки, такие как «семья». И у большого числа видов внутригрупповые отношения описывают как иерархические, т.е. основанные на принципах доминирования одних особей над другими. Доминанты, занимающие самые высокие ранги, имеют конкурентные преимущества при «дележке» ресурсов, от пищи до половых партнеров.

Формирование иерархии может происходить по-разному. У некоторых видов ранг определяется такими объективными качествами, как размерами. Но он может быть и результатом внутригрупповых социальных взаимодействий, однако выявить это не так просто.

Ученые из Университета Цинциннати (США) изучили поведение содержащихся в неволе попугаев-монахов (Myiopsitta monachus), которые довольно умны и имеют очень сложную социальную организацию. Эти беспокойные птицы постоянно выясняют отношения, хотя и необязательно в драке. Так, агрессор может не нападать, а просто демонстрировать угрозу нападения, и его партнер, признав себя побежденным, покинет «поля боя».

Попугаи-монахи много наблюдают за поединками друг друга и запоминают результаты. Они понимают, какой статус имеют они сами и окружающие их сородичи, и могут, исходя из этого, выбирать, на кого стоит напасть.

Исследовали попробовали оценить роль истории социальных взаимодействий попугаев-монахов в формировании их структуры доминирования. Для этого они сначала определяли текущий статус птицы в иерархии стаи, изымали ее из вольера на восемь дней, а затем возвращали обратно. Гипотеза, которую они хотели проверить, заключалась в том, что если ранг птицы обеспечен ее объективными, неизменными качествами, то по возвращении она должна сразу занять свое прежнее место в социальной структуре.

Однако реинтеграция в стаю не прошла бесследно: ни одной из птиц не удалось быстро восстановить свой ранг. И высокоранговым птицам пришлось гораздо труднее – на них реагировали наиболее агрессивно. У птиц с более низким рангом снижение статуса было не столь драматично – к ним по возвращении относились спокойнее.

Ученые делают вывод, что высокий статус – прямое следствие постоянной борьбы за место в иерархии. В отсутствии высокоранговых особей образовавшийся «вакуум власти» быстро заполнялся другими членами стаи, которые реагировали на возвращение бывшего «главного» как на угрозу своему нынешнему высокому положению.

Тот факт, что социальная структура стаи быстро адаптируется к потере одной птицы, неудивителен: в дикой природе такое часто происходит из-за хищников или болезней. А вот возвращение «начальника» после длительного отсутствия – экстраординарный случай, который вызывает в стае больше хаоса, чем любая потеря. Ведь «свято место» пусто не бывает, в том числе и у попугаев-монахов…