Привез ли Колумб в Европу сифилис?
Христофор Колумб собирается сесть на свой корабль, август 1492 г. Литография 1830/1840 гг. Автор: Cassé. Credit: Wellcome Library, London

Привез ли Колумб в Европу сифилис?

Сифилис – хроническое инфекционное заболевание, поражающее все системы и органы человека и передающееся половым путем, до сих пор представляет угрозу для здоровья людей, особенно с учетом появления устойчивых к антибиотикам штаммов. Исследование ДНК древних бактерий-возбудителей сифилиса позволило узнать много нового об эволюции этой группы патогенов, однако не дало точного ответа на вопрос, мучающий не одно поколение ученых

В конце XV в. в Европе разразилась масштабная эпидемия сифилиса, которая началась с Франции, Испании и Италии, захватила восточноевропейские страны, дойдя до России, а затем распространилась в Северную Африку и на восток, вплоть до Японии. Предполагается, что эта болезнь унесла жизней не меньше, чем чума и холера: ее жертвами стали миллионы человек, пока в 1906 г. не появился чудодейственный «сальварсан», а затем, полвека спустя, антибиотики.

Однако и сегодня сифилис не дает забыть о себе. Уже в наши дни только в странах Евросоюза за 2007–2017 г. было зарегистрировано свыше четверти миллиона больных. И число новых случаев в Европе растет, при том что в России заболеваемость остается выше европейской, хотя и имеет тенденцию к снижению.

Неудивительно, что уже на протяжении веков историки и археологи пытаются выяснить истоки этой болезни. Согласно популярной гипотезе, сифилис привезла в 1493 г. из Нового Света команда Христофора Колумба. Альтернативная гипотеза предполагает, что возбудитель сифилиса циркулировал в Европе и раньше, а в конце 1400-х гг. он по какой-то причине стал более патогенным, вызывая более тяжелое и опасное для жизни заболевание.

В пользу последнего предположения говорят археологические свидетельства – найденные на европейской территории скелетные останки, на которых якобы имеются характерные для сифилиса поражения. Но доказательства не слишком убедительные. Болезнь, схожая с сифилисом, упоминается и в средневековой литературе, но насколько точным был диагноз тогдашних врачей?

Возбудитель сифилиса был открыт лишь в 1905 г. немецкими микробиологами: им оказалась бактерия бледная трепонема (Treponema pallidum), кстати сказать, дальняя родственница возбудителям клещевого боррелиоза. Казалось бы, теперь, когда исследователи научились выделять и анализировать древнюю ДНК из ископаемых останков, можно было решить проблему происхождения этого патогена. Но не все так просто: трепонемы плохо выживают за пределами организма-хозяина и на поздних стадиях болезни присутствуют в нем в очень малых количествах – их зачастую нельзя обнаружить даже у больных.

Тем не менее группе европейских ученых с помощью современных технологий удалось проанализировать геномы бледных трепонем, выделенных из останков четырех людей, найденных на археологических раскопках в Финляндии, Эстонии и Нидерландах, и сравнить их генные последовательности с современными штаммами. С помощью метода молекулярных часов, позволяющего отследить изменения генов во времени, исследователи откалибровали возраст штаммов, используя радиоуглеродный анализ скелетов и древесины гробов.

На основе генетического анализа ученые опознали несколько разных штаммов T. pallidum, причем некоторые из них вызывали не «привычный» сифилис, а фрамбезию – заболевание, передающееся через повреждения на коже и встречающееся в субтропиках и тропиках. Кроме того, был обнаружен и неизвестный на сегодня генетический вариант патогена.

Возраст обнаруженных штаммов установлен приблизительно: его нижняя граница приходится на начало-середину XV в., т.е. еще до экспедиций Колумба. Такая датировка не точна, но само генетическое разнообразие обнаруженных бактерий говорит о том, что либо Колумб привез из Америки целый «букет» трепонем, либо это разнообразие уже существовало на европейском континенте. Что, впрочем, не мешало испанской экспедиции «добавить» к европейским штаммам заокеанских родственников.

На основе этих данных можно предположить, что трепанематозы были давно и широко распространены по всему миру, а вызвавшая эпидемию венерическая форма заболевания возникла в Старом Свете в результате генетической рекомбинации (перераспределения) разных вариантов патогена. Причем в этом «перемешивании» могли участвовать как исключительно эндемичные европейские штаммы, так и привезенные из Америки, что могло ускорить эпидемические события. Ответ на этот вопрос остается открытым, как, собственно говоря, и о вине Колумба.