Кто виноват в вымирании шерстистых носорогов?
Вымирание доисторических гигантов ледникового периода – шерстистых мамонтов, пещерных львов и шерстистых носорогов, обычно связывают с деятельностью первобытного человека. Но хотя древние охотники и способствовали гибели некоторых видов, исчезновение с лица земли шерстистых носорогов, судя по данным палеогенетиков, могло иметь совсем другую причину
Шерстистые носороги (Coelodonta antiquitatis) – типичные представители поздней плейстоценовой мегафауны, были широко распространены в Северной Евразии, при этом большинство их ископаемых останков найдено на российских территориях, в первую очередь северных. Это были крупные, с длиной тела до 4,5 м, покрытые густой и длинной шерстью животные, хорошо приспособленные к крайне суровому климату тундростепей.
Предполагается, что эти современники шерстистых мамонтов вымерли в конце ледникового периода, около 14 тыс. лет назад. Причиной их исчезновения долгое время считалась охотничья деятельность первобытных людей, которые примерно в то же время появились на северо-востоке Сибири. Но недавно в тех местах было обнаружено несколько гораздо более старых стоянок, возрастом около 30 тыс. лет – и вывод о роли человека в исчезновении шерстистых носорогов перестал быть таким очевидным. Кстати сказать, костей этого «родственника» свирепого африканского черного носорога находят на древних стоянках значительно меньше, чем костей тех же мамонтов.
Мы знаем, что люди с древних времен и по сию пору служат причиной исчезновения видов, но, возможно, в случае шерстистого носорога это было не так? Чтобы ответить на этот вопрос, группа шведских ученых исследовали ДНК, извлеченную из ископаемых останков этих животных (тканей, костей и шерсти), живших на территории древней Сибири в разное время – примерно от 50 до 14 тыс. лет назад. Им удалось секвенировать (определить последовательность генов) один полный ядерный геном и 14 митохондриальных геномов шерстистых носорогов.
На основе этих данных ученые смогли оценить размеры, стабильность популяции и уровень близкородственного скрещивания (инбридинга) вымерших гигантов шерстистых носорогов. При этом они не обнаружили типичного для небольших популяций повышенного инбридинга, а, напротив, выявили возможный рост популяции, случившийся около 30 тыс. лет назад, когда там появились первобытные люди. Затем популяционная численность оставалась стабильной еще как минимум 13 тыс. лет.
К сожалению, сейчас в распоряжении ученых нет данных, охватывающих период в 4,5 тыс. лет перед исчезновением шерстистых носорогов – пока он остается слепым пятном в их истории. Не исключено, что люди все же приложили руку к судьбе этого вида: в начале заселения северо-востока Сибири охота на носорогов могла быть ограниченной, но позже, когда пришельцы закрепились в этой местности, охотники могли ускорить их вымирание.
Но все же ученые склоняются к мысли, что исчезновение шерстистых носорогов в первую очередь связано с изменениями климата и растительности. Время их вымирания примерно совпадает с потеплением в конце последнего оледенения, случившимся 14,6–12,8 тыс. лет назад. В то время по всей Евразии низкорослая северная растительность уступала кустарниковой тундре и деревьям, усиливались снегопады.
Исследования древней ДНК выявили у шерстистых носорогов генетические мутации, предполагающие наличие выраженной адаптации к холодному арктическому климату. Одна из таких мутаций – в гене, кодирующем рецептор восприятия тепла и холода, – была обнаружена и у шерстистых мамонтов. И благодаря такой высокой приспособленности к холоду шерстистые носороги могли не пережить даже короткого периода потепления.