• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
4930
Профессор Парцингер: «современный музей – это дискуссия с миром»
Археология

Профессор Парцингер: «современный музей – это дискуссия с миром»

Исторически сложилось, что в изучении памятников археологии на территории России не последнюю роль играют немецкие специалисты. В том числе уже в наши дни продолжается успешное сотрудничество ученых из новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН и Германского археологического института (Берлин), одного из старейших и крупнейших археологических институтов в мире.

В этом году по приглашению академика В.И. Молодина известный немецкий археолог, профессор Герман Парцингер – бывший президент Германского археологического института, а ныне президент Фонда прусского культурного наследия, прочитал студентам Новосибирского государственного университета цикл лекций по археологической культуре раннего железного века («гальштатской культуре»). В интервью корреспонденту журнала профессор Парцингер рассказал о ходе реализации крупнейшего проекта современности по реорганизации музеев в Германии, которым руководит Фонд прусского культурного наследия, в первую очередь – о реконструкции уникального Музейного острова в Берлине, о котором «НАУКА из первых рук» писала ранее

Современный музей – это дискуссия с миром. Сегодня мало просто выставить пусть даже уникальные экспонаты и ближайшие полвека не менять экспозицию. Этого уже недостаточно, чтобы удовлетворить потребности музейного туризма. Цель современного музея – вести диалог с посетителем, постоянно менять коллекции, показывать их в разных ракурсах, в современных форматах. И, конечно, показывать и рассказывать не только о ценности и важности культурного достояния своей страны, но и других культур, всего мира.

Слева направо: заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН, академик РАН В.И. Молодин; президент Фонда прусского культурного наследия, профессор Г. Парцингер; заведующий кафедрой археологии и этнографии НГУ, д.и.н. А.И. Кривошапкин. 2018, НГУ. Фото Л. Кобелевой

Именно такой деятельностью в Берлине занимается Фонд прусского культурного наследия, руководить которым выпала честь мне. В должности президента Фонда я состою последние десять лет, а предыдущие 30 лет работал археологом. Жизнь пошла немного другим путем, и это для меня настоящий вызов.

Начало российско-германскому сотрудничеству в области археологии было положено еще в начале XVIII в., когда в Минусинской котловине, на левобережье р. Абакан было раскопано несколько курганов под руководством немецкого ученого Д. Г. Мессершмидта. В наши дни за плечами ученых из Института археологии и этнографии СО РАН и Германского археологического института – совместная работа на «царском» кургане Аржан-2, пазырыкских курганах в Монгольском Алтае, на городище Чича в Новосибирской области и др. известных во всем мире археологических объектах

Сегодня в Берлине Фонд прусского культурного наследия реализует проект по модернизации и реорганизации музеев и музейной инфраструктуры: идут масштабные реставрационные работы старых зданий и строительство новых корпусов. Одна из основных площадок этого проекта – Музейный остров, раскинувшийся на р. Шпрее в самом центре города, главная достопримечательность Берлина, которая в 1999 г. вошла в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В наши дни этот необычный музейный комплекс ежегодно посещают около 3 млн человек.

Вот так берлинский Музейный остров будет выглядеть после окончательной реставрации и модернизации. 3D-визуализация. © SPK / ART+COM, 2015

Генеральный мастер-план по восстановлению Музейного острова, принятый в 1999 г., поэтапно реализуется. На сегодня три из пяти исторических музеев уже отремонтированы и открыты для посетителей.

Начало Музейному острову положило строительство так называемого Старого музея, который был открыт в 1830 г. Глава музейной комиссии, известный ученый и государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт, настаивал, что произведения искусства – как античные скульптуры, так и картины и рисунки старых мастеров, должны выставляться вне какого-либо хронологического, культурного или иного контекста. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV представлял Музейный остров как комплекс из нескольких отдельных музейных зданий, которые совместно представляют собой «открытое пространство для искусств и наук».
В результате под каждую историко-культурную область и каждый жанр искусств было выделено отдельное здание, при этом оно также демонстрировало определенный этап в развитии музея. Во время Второй мировой войны пострадали все здания Музейного острова, но большинство из них оказалось возможным восстановить и модернизировать. В рамках большого проекта по реставрации и дальнейшему развитию Музейного острова планируется и восстановление Берлинского дворца, расположенного к югу от Старого музея

Первым была отреставрирована Старая национальная галерея, которая вновь открылась в 2001 г. во всем великолепии эпохи короля Вильгельма. В 2006 г. завершились работы в прекрасном здании в стиле неоренессанса, где расположен Музей Боде, а в 2009 г. был вновь открыт Новый музей, который почти 70 лет простоял в руинах – более трети здания было полностью разрушено бомбардировками. В январе 2013 г. началась реставрация знаменитого Пергамского музея с его Античным собранием, Переднеазиатским музеем и Музеем исламского искусства. Но так как это здание нельзя полностью закрыть на длительный период, реставрация ведется поэтапно, от одного крыла к другому, и продлится она, по меньшей мере, 13 лет.

Проект Галереи Джеймса Симона, которая станет «парадным входом» в Музейный остров

Генеральный план по восстановлению Музейного острова представляет все пять исторических зданий как единое целое, но в то же время сохраняет их архитектурную автономию. Единственным новым зданием станет строящаяся Галерея Джеймса Симона, которая возводится на месте снесенного в 1930-х годах складского сооружения и будет служить центральным входом на Музейный остров. Здесь разместится информационный центр для посетителей, а также другие элементы инфраструктуры, в частности, гардеробы, сувенирный магазин и кафе.

Галерея будет обеспечивать все функциональные удобства, необходимые в современном музейном комплексе, который посещают миллионы туристов. В этом отношении она станет важным дополнением к Музейному острову, так как при строительстве всех остальных его зданий, датируемых XIX–началом XX вв., не учитывались (да и не могли учитываться) потребности современного музейного туризма. Впрочем, у каждого музея останется и свой «исторический» вход.

Стеклянная модель здания, где разместится «Форум Гумбольдта». © SPK / Stefan Müchler

Коллекции Музейного острова охватывают период развития Европы вплоть до XIX в. «Неевропейские» коллекции будут размещены в «Форуме Гумбольдта» – организации, названной в честь братьев фон Гумбольдт, штаб-квартиру которой разместят в частично реконструированном Берлинском дворце. Таким образом, Музейный остров и Форум Гумбольдта прекрасно дополнят друг друга.

Западный и южный фасады здания «Форума Гумбольдта». Февраль 2016 г. © Stiftung Humboldt Forum im Berliner Schloss

«Форум Гумбольдта» будет открыт для посетителей уже в конце 2019 г. На площади 40 тыс. кв. м разместятся экспозиционные залы, центр для проведения масштабных конференций, залы для музыкальных представлений, театральных и кинопрограмм, панельных дискуссий и научно-образовательных мероприятий, специализированные библиотеки и научные архивы.

Профессор Г. Парцингер среди уникальных экспонатов Этнологического музея (Берлин). © SPK/photothek.net/Thomas Trutschel

Почти 20 тыс. кв. м площади отводится под коллекции, представляющие этнографическое искусство Африки, Азии, Океании и Америки, которые принадлежат Национальному музею Берлина и Фонду прусского культурного наследия. Этнографическая коллекция «Форума Гумбольдта», включающая свыше полумиллиона объектов, – одна из самых больших в мире. С ее экспонатами связано много историй, и именно поэтому экспозиция, которая откроется через полтора года, не будет выставкой в привычном понимании. Так как представление этнографических коллекций каждой неевропейской страны будет проходить в рамках совместного проекта «Форума Гумбольдта» и носителей той или иной культуры, она сможет намного ярче и глубже рассказать о феномене европейского колониализма.

Один из культовых объектов Этнологического музея – резная деревянная маска-трансформер, изображающая Нулиса, одного из прародителей североамериканского индейского народа квакиутл. Когда маска закрыта, перед зрителем предстает темно-коричневое сердитое лица, когда открыта – дружелюбное, ярко раскрашенное. © Staatliche Museen zu Berlin, Ethnologisches Museum/Claudia Obrocki

Как известно, в Старой национальной галереи Музейного острова собрано одно из лучших собраний живописи и скульптуры работы немецких мастеров XIX вв., а также полотна французских импрессионистов. Этот музей является частью Национальной галереи Берлина, основанной еще в 1861 г., которая на сегодня включает ряд художественных коллекций за большой исторический период вплоть до начала XXI в., и пять музейных зданий на территории Берлина.

Каноэ из устья р. Сепик (Новая Гвинея). Этот экспонат из коллекции Этнологического музея также будет экспонироваться в «Форуме Гумбольдта». © SPK / photothek.net / Thomas Koehler

Собрание искусства XX в. (по 1970 гг.) хранится в Новой национальной галерее, которая размещается в Культурофоруме на территории бывшего Западного Берлина. Сейчас рядом с Потсдамской площадью строится новое здание этого культурного центра, где будет располагаться «Музей XX века», посвященный современному искусству. В свое время, с приходом в Германии к власти национал-социалистов и распространением идей фашизма, коллекции экспрессионистов и сюрреалистов как представителей «дегенеративного искусства» сильно пострадали. Одна только Национальная галерея потеряла более 500 шедевров, которые были сожжены. Тем не менее и сейчас в Новой национальной галереи можно разместить лишь третью часть собрания произведений современного искусства, которое за последние два десятилетия значительно пополнилось благодаря полученным в дар частным коллекциям. Вскоре все эти картины получат возможность «полноценной» музейной жизни и будут доступны посетителям.

Этот проект нового здания для национального «Музея XX в.», посвященному современному искусству, был выбран по результатам конкурса в 2016 г. © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Basel, with Vogt Landschaftsarchitekten AG, Zurich, Switzerland

ГАЛЬШТАТ – НАЧАЛО РАССЛОЕНИЯ ОБЩЕСТВА Гальштатская культура – это археологическая культура раннего железного века, развивавшаяся в Центральной Европе и на Балканах на протяжении половины тысячелетия (примерно с 900 до 400 г. до н. э.). Название произошло от г. Гальштат в Юго-Западной Австрии, хотя этот город не был ни местом ее происхождения, ни центром. Однако именно здесь были найдены первые и наиболее типичные для этого периода артефакты. В результате переход от бронзы к железу в Европе в целом называют гальштатской эпохой, хотя не во всех странах этот переход имел одинаковые формы.
Немецкий археолог П. Райнеке разделил гальштатскую эпоху на четыре периода, два из которых относятся еще к позднему бронзовому веку, когда железо было очень ценным металлом и редко попадало к северу от Альп, а два более поздних периода принадлежат к собственно гальштату, понимаемому как начало железного века, наступившее в Центральной Европе главным образом в VII в. до н. э. Гальштатскую культуру в широком понимании помещают на обширных пространствах от Среднего Подунавья до Пиренейского полуострова и от Адриатического моря до бассейна Одры и Эльбы. Однако с исторической точки зрения важно различать лишь две главные области: восточную (от восточной стороны Альп до Карпатской котловины и берегов Адриатики) и западную (южно-немецкую и западно-французскую).
Различия, проявившиеся в некоторых элементах культуры, связаны, вероятно, с этническими различиями. В западной области существуют прямые следы перехода к позднейшей латенской культуре исторических кельтов. Восточная область по некоторым признакам принадлежит иллирийским племенам. Сам район Гальштата находится на границе этих двух областей (По: Монгайт, 1974; Портал «Археология России», 2005)Как отметил в своей лекции профессор Парцингер, на развитие гальштата оказали значительное влияние средиземноморские культуры. Это особенно видно по тем гальштатским зонам, которые были ближе расположены к греческим и италийским землям и которые наиболее интенсивно вовлекались в историко-культурный прогресс. Именно импульс, пришедший с Юга, положил начало процессу расслоения общества в Европе.
Найденные в «царских» курганах и богатых городищах предметы (украшения, керамика и др.), принадлежащие племенной знати, либо подражали иноземным образцам, либо являлись импортом. Обладание роскошными «прогрессивными» предметами обихода поднимало престиж их владельцев. Греко-италийское влияние прослеживается и в архитектуре. Так, в одном из раскопанных городищ была найдена стена, сделанная из кирпича – материала, который в то время использовали в Южной Италии. Это означает, что строительством занимался либо обучавшийся в Италии мастер, либо приезжий архитектор.
Как считает профессор Панцингер, изучение гальштатской культуры интересно не только европейцам, но и археологам, работающим в Западной Сибири, так как феномен расслоения общества, начавшийся для европейцев в гальштатскую эпоху, был характерен и для скифов, и носителей культур скифского облика, населявших Евразию

Подготовила Татьяна Морозова

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!