Прощай, йети, – да здравствует медведь!

Прощай, йети, – да здравствует медведь!

Тибет и Гималаи лишились одной из своих знаменитых загадок. Ученые провели генетический анализ биологических образцов, якобы принадлежавших ужасному снежному человеку – йети, и определили их реальную биологическую принадлежность.

Кто не слышал про йети – огромное и лохматое легендарное существо, передвигающееся на двух ногах, которое обитает в Гималаях. Аналогичного обитателя Северной Америки называют сасквочем или бигфутом. И, судя по свидетельствам очевидцев, «снежный человек» – это не просто выдумка: эти люди не только видели кого-то действительно необычного, но иногда могли даже заполучить образцы шерсти или другие материальные доказательства существования «неопознанного живого объекта». Но всегда оставался вопрос – кто именно это был? Возможно ли, что в высокогорных районах планеты действительно прячется какой-то реликтовый гоминид?

Митохондриальная ДНК – наследственный материал, содержащийся не в хромосомах, а в клеточных органеллах, отвечающих за выработку энергии (митохондриях). В каждой клетке содержатся сотни и тысячи копий митохондриальной ДНК, что делает ее выделение более легким, чем ДНК ядерного генома. В отличие от ядерной, она передается от матери к ее потомству практически без каких-либо изменений, поэтому «родословное» древо, построенное на ее основе, отражает прямое родство по материнской линии.

Первые попытки проанализировать митохондриальную ДНК из образца волосяного покрова существа, принятого за йети, закончились предположением, что шерсть принадлежит белому медведю. Однако ученые не были полностью уверены в результатах и выдвинули гипотезу, что в Гималаях обитает неизвестный пока вид медведя, возможно, гибрид белого и бурого. А исследования образцов волосяного покрова «сасквоча» из Северной Америки показали, что они содержат гены медведя, лошади, собаки и даже человека!

Сейчас ученые из американского Университета штата Нью-Йорк в Буффало провели еще одно исследование митохондриальной ДНК из ряда образцов предполагаемого снежного человека. Среди них – волосы и зуб, обнаруженные на Тибетском нагорье в конце 1930-х гг.; образец экскрементов из музея итальянского альпиниста Р. Месснера в Тирольских Альпах; а также относительно «свежие» находки – волосы, собранные пастухом в Непале, и кость нижней конечности из тибетской пещеры. Ученые также проанализировали образцы тканей от нескольких видов медведей, обитающих в тех же районах, где встречались «снежные люди». В общей сложности было исследовано 24 образца, 9 из которых предположительно принадлежали йети.

Увы, чуда не случилось. Восемь из девяти образцов предполагаемого «йети» принадлежали медведям, а один – собаке.

3 740-min.jpg

Исследование нанесло урон по любимому мифу, но принесло пользу фундаментальной науке: в результате удалось впервые получить полные митохондриальные геномы двух подвидов медведей: тянь-шанского бурого (Ursus arctos isabellinus) и гималайского (Ursus thibetanus laniger). Эти данные помогут ученым понять, насколько эти довольно редкие подвиды различаются генетически, и проследить эволюционные пути формирования этой группы.

Фото: https://pixabay.com и https://commons.wikimedia.org