Психоделик из южноамериканского ритуального напитка способствует образованию новых нейронов
Зубчатая извилина гиппокампа взрослой мыши. Credit: Anna Engler

Восстанавливаются ли нервные клетки? Вопрос не праздный, ведь потеря нейронов сопровождает множество болезней мозга, от травм до инсульта и болезни Альцгеймера. В поисках активаторов нейрогенеза ученые исследовали действие одного из психоделических компонентов южноамериканского галлюциногенного напитка, которое, как выяснилось, способствует увеличению числа не только нейронов, но и «служебных» клеток нервной ткани

Нейрогенез – процесс образования новых нейронов, состоит из нескольких стадий. К ним относятся пролиферация (размножение) недифференцированных стволовых клеток; миграция предшественников нервных клеток к «месту работы»; их дифференцировка (формирование определенного клеточного типа) и созревание; интеграция новых нейронов в существующие нейронные ансамбли. У млекопитающих этот процесс происходит преимущественно еще до рождения, во время внутриутробного развития. В некоторой степени он, очевидно, идет и у взрослых, в основном в гиппокампе – структуре мозга, важной для обучения и запоминания.

Исследователи из испанских Института биомедицинских исследований и Сетевого центра биомедицинских исследований нейродегенеративных заболеваний (CIBERNED) решили выяснить, какую роль играет в нейрогенезе диметилтриптамин (ДМТ) – природное соединение, содержащееся во многих видах растений и в небольшом количестве синтезирующееся в норме в человеческом организме.

ДМТ получил известность как компонент галлюциногенного настоя аяуаска, который используется в традиционных ритуальных церемониях в некоторых странах Южной Америки. Этот напиток обычно представляет собой отвар лианы лоза духов (Banisteriopsis caapi), содержащей алкалоид гармин, и листьев растения чакруны, или психотрии зеленой (Psychotria viridis), содержащей ДМТ. Компонентов в напитке может быть и больше: так, в Боливии археологи обнаружили следы состава 1000-летнего возраста, содержащего пять растительных психоактивных веществ, включая ДМТ.

Чакруна в Ботаническом саду Лимы, Перу. Credit: Esly Espinoza

В организме человека ДМТ работает как нейромедиатор, приводящий в «боевую готовность» определенные типы рецепторов «гормона счастья» серотонина, которые играют важную роль в многочисленных каскадах внутриклеточной передачи сигналов. Кроме этого ДМТ может связываться с клеточным рецептором сигма-1 (S1R), широко распространенным в тканях мозга, который связывают с разнообразными клеточными процессами, включая нейрогенез.

Исследователи в экспериментах на культурах нервных клеток мышей показали, что ДМТ стимулирует размножение и миграцию клеточных предшественников нейронов гиппокампа. Когда лабораторные животные начинали регулярно получать ДМТ, то у них через три недели в слое гранулярных клеток – «рабочей зоны» гиппокампа, появлялись новые нервные клетки.

При этом выяснилось, что ДМТ действует именно через рецепторы S1R, так как когда животным одновременно давали антагонисты серотониновых рецепторов, то способность к нейрогенезу у них сохранялась. А вот прием антагонистов S1R действовал обратным образом. Судя по поведенческим тестам, мыши, которые получали ДМТ или ДМТ вместе с антагонистом серотониновых рецепторов, обладали лучшей по сравнению с контрольными особями эпизодической памятью, в которой хранится личный опыт.

То, что нейрогенез опосредован связыванием ДМТ с S1R, очень важно, так как в этом случае прием этого вещества не вызывает галлюциногенных эффектов. Таким образом снимается одно из основных ограничений его использования для лечения людей – для этого достаточно будет каким-то способом заблокировать активацию определенных рецепторов серотонина.

«Вишенкой на торте» стал тот факт, что ДМТ стимулирует рост числа клеток глии астроцитов и олигодендроцитов, которые занимаются обслуживанием нейронов. Такое комплексное воздействие говорит о большом терапевтическом потенциале этого психоделика в области психических и неврологических расстройств.