Хорошая новость: у пожилых людей нервные клетки восстанавливаются, но есть одно «но»…
Медицина

Одни из нас доживают до глубокой старости, не потеряв остроты ума, а у других со временем развиваются когнитивные нарушения. В чем причина таких различий? Долгое время считалось, что у взрослого человека нервные клетки не восстанавливаются, и старческие проблемы могут быть следствием гибели и уменьшения общего числа нейронов. В случае нейродегенеративных заболеваниях это утверждение справедливо, однако новые нейроны могут формироваться не только у младенцев, доказательством чему служат последние исследования на психически здоровых пожилых людях

До недавнего времени считалось общепризнанным, что старческие нарушения в работе мозга связаны с падением интенсивности процессов нейрогенеза (созревания нейронов из клеток-предшественников) в гиппокампе, области мозга, которая отвечает за процессы обучения и памяти. Эти выводы были сделаны на основе данных, полученных на мышах и обезьянах, у которых нейрогенез в гиппокампе действительно с возрастом уменьшается.

Недавно ученые из Колумбийского университета и Института психиатрии штата Нью-Йорк (США) провели посмертное исследование тканей гиппокампа 28 человек в возрасте 14–79 лет, которые не только были психически здоровы, но и не принимали препаратов, способных оказывать воздействие на мозг и процесс созревания нейронов. Они изучили картину образования новых нейронов и состояние кровеносных сосудов гиппокампа.

Оказалось, что в гиппокампе всех обследованных людей имелось примерно одинаковое количество клеток-предшественников нейронов в разной степени «готовности». Это говорит о том, что даже у пожилых процесс созревания нейронов идет примерно с той же интенсивностью, что и у молодых.

Плохая новость – в структурах мозга стариков медленнее идет процесс ангиогенеза, формирования кровеносных сосудов. В результате кровоснабжение тканей мозга ухудшается, что приводит к снижению нейропластичности – способности нейронов к структурно-функциональным перестройкам, в том числе к образованию межнейронных связей, необходимых для нормальной работы мозга.

Здесь нелишне вспомнить, что результаты ряда исследований свидетельствуют в пользу физических упражнений для улучшения кровоснабжения мозга. Более того, есть данные об их позитивном влиянии на мозг на молекулярном уровне. Таким образом, пожилые люди имеют шанс при соответствующем образе жизни (и некоторой доле везения) сохранить ясный ум до глубокой старости.

А ученые продолжают исследовать особенности стареющего мозга и процессы регуляции размножения и созревания нервных клеток с помощью биологически активных молекул. Не исключено, что когда-нибудь они изобретут более простой «рецепт» сохранения молодости мозга, чем регулярные занятия спортом, правильное питание и позитивный взгляд на жизнь, но зато последний способ доступен уже сегодня, и всем без исключения.

Фото: DARPA http://science.dodlive.mil