• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1473
Синдром дефицита внимания у детей можно диагностировать на доклинической стадии
Физиология

Синдром дефицита внимания у детей можно диагностировать на доклинической стадии

Последнее время растет число детей с психоневрологическими нарушениями: синдромом детской гиперактивности, дефицитом внимания, эмоциональной нестабильностью, аутизмом. Новосибирским ученым удалось при исследовании биоэлектрической активности мозга выявить у детей предрасположенность к синдрому дефицита внимания и локализовать проблемные участки

Расстройство дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это поведенческое расстройство, характеризующееся чрезмерной физической активностью, неконтролируемой эмоциональностью, проблемами с концентрацией внимания. Эти симптомы отмечаются уже в детстве и могут сохраняться в зрелом возрасте. СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек, и бывает разных типов: с преобладанием тех или иных симптомов, а также комбинированные формы.

Недавно ученые из Новосибирска обследовали детей младшего школьного возраста, признанных здоровыми, чтобы выявить маркеры повышенного риска развития расстройства внимания. В исследовании не участвовали дети, которые уже получали врачебную помощь в связи с такими нарушениями, так как подобная терапия сама по себе может оказывать влияние на человека.

Всего в исследовании приняли участие 94 ребенка, мальчиков и девочек, в возрасте 7–10 лет. Родители и учителя заполнили опросник, где указали, есть ли у ребенка проблемы с контролем своего поведения (аккуратно ли он одевается, не роняет ли еду, забывает ли учебники в школу и пр.). У детей записали электроэнцефалограмму в то время, когда они играли в компьютерную игру «Стоп-сигнал».

В процессе этой игры ребенку надо быстро нажимать на одну из двух кнопок («морковь» или «мясо») после появления картинок с изображениями животных («кролика» или «тигра»), которых надо было «кормить». Иногда на экране неожиданно появлялся знак «стоп», означающий, что животное «кормить» не следует. В этом случае ребенок должен был прервать уже начатое движение.

Подобное тестирование показывает, насколько хорошо развита у человека концентрация внимания и способность быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. По сути, эта игра является аналогом реальных ситуаций, требующих быстрой и правильной реакции. Таких, к примеру, как переход через автомобильную дорогу: если пешеход увидит, что машина не останавливается, он должен быстро принять решение – отпрыгнуть, остановиться или ускориться.

Как выглядят показатели электроэнцефалограммы у детей в норме и при СДВГ, известно. И сейчас исследователям удалось выявить у некоторых, внешне психически здоровых, детей изменения биоэлектрической активности мозга, соответствующие СДВГ.

Судя по электроэнцефалограмме, у таких детей на ранних этапах выполнения задания наблюдалась повышенная гиперактивность в сочетании с невнимательностью, а затем последующее компенсаторное усиление внимания. И изменения этих показателей хорошо коррелировали с данными опросников.

Ученые удалось определить и место локализации в мозге нарушений, с которыми связаны такие отклонения в поведении. Полученные результаты открывают новые возможности для диагностики развития нарушений внимания на самых ранних этапах.

В последнее время становится популярной корректировка проблем с регуляцией поведения с помощью «биологической обратной связи». Пациент видит показатели своей мозговой активности на экране монитора в процессе компьютерной игры, и с помощью определенных заданий может их менять, фактически обучаясь контролировать активность своего мозга. И если проблемы с вниманием будут обнаружены уже на доклинической стадии, а локализация проблемных участков мозга известна, то таким способом человек сможет сам скорректировать их без приема лекарств.

Фото: https://pixabay.com

Подготовлено по материалам Пресс-службы ИЦиГ СО РАН (Новосибирск)

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!