Сотрясение мозга у спортсмена - надолго ли?
Медицина

Сотрясение мозга у спортсмена - надолго ли?

Спортсмены часто получают сотрясение мозга, особенно те из них, кто занимается контактными видами спорта – боксом, футболом, хоккеем. Например, в США ежегодно происходит до 3,8 млн черепно-мозговых травм, включая сотрясения, полученных в ходе спортивных состязаний. При этом получившие травму спортсмены часто преуменьшают тяжесть симптомов или даже скрывают их, чтобы поскорее вернуться к соревнованиям. Признаки же, по которым при осмотре определяют тяжесть состояния пациента, не всегда точно отражают ситуацию. Поэтому врачам нужен объективный тест, чтобы узнать, полностью ли поправился спортсмен и способен ли он продолжить участие в соревнованиях

Ученые из нескольких американских институтов попытались разработать тест, который бы давал ясное представление о состоянии спортсмена с черепно-мозговой травмой. В качестве потенциального маркера был выбран тау-белок, который в норме участвует в образовании элементов клеточного цитоскелетамикротрубочек, контролирующих, в частности, транспортные потоки вещества в нейронах. При болезни Альцгеймера этот белок меняет структуру таким образом, что формирует нейрофибриллярные клубки, что приводит к нарушению микротрубочкового транспорта.

Такие нейрофибриллярные клубки могут образовываться и при других заболеваниях, в частности, после черепно-мозговой травмы. У спортсменов, регулярно «получающих по голове», благодаря этому процессу может развиться хроническая посттравматическая энцефалопатия. Показано также, что при острой травме головы, пусть даже не очень сильной, концентрация тау-белка в крови возрастает – это происходит у боксеров после боя и у хоккеистов, получивших сотрясение мозга.

Исследователи работали со спортсменами из Национальной ассоциации студенческого спорта (National Collegiate Athletic Association, USA), участвующих в соревнованиях по футболу, баскетболу, хоккею и лакроссу. Для измерения концентрации тау-белка образцы крови забирали у спортсменов перед началом спортивного сезона и после него. Если же спортсмены получали во время соревнований сотрясение мозга, то образцы крови забирали у них несколько раз: через 6 часов, сутки, 3 суток и неделю после травмы. Сотрясение мозга диагностировали и лечили обычным образом, при этом клинические признаки сопоставлялись с уровнем тау-белка в крови. Для контроля образцы крови были взяты также у людей, не занимающихся спортом.

Выяснилось, что у спортсменов, которые через 10 дней после сотрясения все еще были не в состоянии вернуться к соревнованиям, концентрация тау-белка в крови была значительно выше, чем у тех, кто восстановился раньше. Эти различия были максимальны через 6 часов после травмы, т.е. уже в это время можно было дать прогноз о том, на какое время спортсмен выбыл из соревнований. Правда, точность таких предсказаний составляла не более 80%, но ученые надеются со временем найти другие, дополнительные маркеры и довести точность прогноза до 100%.

У людей, не занимающихся спортом, уровень тау-белка в крови был в целом ниже, чем у спортсменов. Ученые предположили, что концентрация тау-белка увеличивается не только при травмах, но вообще при физических нагрузках. Возможно, это происходит за счет повышения проницаемости так называемого гематоэнцефалического барьера, который избирательно регулирует обмен веществ между кровеносной и центральной нервной системой, – ведь тау-белок характерен именно для мозговой ткани. Поэтому при использовании этого белка как маркера выздоровления надо учитывать физическую активность человека, т.е. желательно в каждом случае иметь соответствующие данные до и после травмы. В этом смысле потенциальная область применения этой разработки довольно узкая, но ведь и задача, стоявшая перед исследователями, была очень конкретна – создать тест для спортсменов, для которых велик риск «получить по голове».