• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
991
Старые слоны-матриархи – столпы слоновьей культуры?
Биология

Старые слоны-матриархи – столпы слоновьей культуры?

Слоны – одни из самых умных и к тому же социальных животных. Хранителями знаний в сообществах слонов являются преимущественно старые самки-матриархи. Потеря этих живых «библиотек» негативно отражается на социальном поведении и выживании потомства

В применении к животному миру термин «культура» подразумевает наличие типичных моделей поведения, разделяемых членами сообщества, которые передаются в поколениях в ходе социальных взаимодействий. Животные используют передаваемые знания для добывания пищи, привлечения партнера, благодаря им они обучаются уклоняться от хищников и других внешних угроз.

Такая культура присуща пчелам, китам. Считается, что она должна иметься и у самых крупных наземных млекопитающих – слонов, хотя это пока лишь предположение.

На сегодняшний день в мире существуют три вида слонов: африканские саванный (Loxodonta africana) и лесной (Loxodonta cyclotis) слоны и азиатский, или индийский слон (Elephas maximus). Численность всех трех видов сокращается – все они занесены в списки животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Несмотря на видовые различия, все слоны обладают высоким интеллектом. Мозг у них крупный, животные очень социальны, а их детеныши медленно взрослеют и могут долго учиться у старших. Известно, что слоны обладают обширным коммуникативным репертуаром, способны к эмпатии, проявляют необычное поведение, похожее на скорбь, при виде мертвых сородичей. По некоторым данным, они обладают и способностью к самосознанию.

Саванные слоны формируют самые большие «семьи», состоящие из нескольких взрослых самок и их потомства, которые обычно возглавляет матриарх – самая старшая слониха. «Семьи» характеризуются постоянными и прочными социальными связями. Самцы отделяются от семьи в подростковом возрасте и вне периода спаривания обычно образуют группы, причем молодые особи предпочитают компанию товарищей постарше.

Существует ряд наблюдений и экспериментальных доказательств, что у слонов есть обучение и обмен информацией, хотя это не позволяет сделать однозначный вывод о наличии у них «культуры». Разрешить эту проблему попробовала международная группа ученых под руководством исследователей из Портсмутского университета (Великобритания). Они использовали подход «от обратного», изучив результаты 95 научных работ, содержащих описания последствий нарушения социальных связей в группировке слонов в результате утраты некоторых ее членов в результате гибели от разных причин либо отлова для создания новых популяций.

Самые явные последствия – демографические, в первую очередь изменение соотношения полов. При этом ученые отметили снижение социальной сплоченности в группах и, как следствие, неблагоприятные изменения социальной структуры. Как оказалось, важным фактором, определяющим судьбу кризисной группы, было наличие в ней пожилых особей. Чем больше их оставалось, тем выше были показатели выживаемости.

Полученные результаты согласуются с данными о лучшей выживаемости детенышей в обычных «семьях» слонов, где всегда есть старые самки. Наличие живой матери – это вообще самый точный «предсказатель» ожидаемой продолжительности жизни слона. При этом риск смертности наиболее высок для детенышей первородящих слоних, но если слонята рождаются одновременно у матери и дочери, то выживаемость «внука» матриарха повышается – по-видимому, молодая слониха учится у матери.

Если в группе остаются только молодые особи, они формируют свою социальную структуру, многие из таких групп хорошо размножаются. Однако их членам явно не хватает знаний, к примеру, как распознать и реагировать на хищников или засуху. В «семьях» слонов, возглавляемых пожилыми матриархами, наблюдается более адекватное поведение в ответ на внешние угрозы и большая выживаемость детенышей во время засушливого периода.

В некоторых «молодых» группах распространено девиантное (например, агрессивное) поведение. Исследователи предполагают, что это связано с отсутствием подходящих образцов для подражания, которыми, по-видимому, также являются пожилые слонихи.

Конечно, есть еще альтернативный вариант, что положительные эффекты матриархата связаны с высоким местом старых слоних в социальной иерархии, обеспечивающим им лучший доступ к ресурсам. Но пока ученые делают вывод, что эти животные, скорее, выполняют роль «библиотек» – хранят и передают молодым необходимые для выживания знания.

Фото: https://www.flickr.com

Публикации по теме:

Интеллект животных: от индивидуума до социума

Мать и дитя. Поведенческая асимметрия в природе

Индийские слоны оплакивают и хоронят своих детей

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!