Усы не для красы
Выдра. Британский центр дикой природы

Усы не для красы

Многие животные умеют определять направление ветра – это помогает, например, найти пищу или наоборот, не стать ею. Ученые из Инженерной школы Маккормика при Северо-Западном университете (США) изучают, какую роль в этом играют усы.

Усы, а точнее, вибриссы у млекопитающих – это орган осязания. Чувствительные волоски позволяют не только ощущать предметы непосредственно, но и строить пространственную картину мира, улавливая отражающиеся от них воздушные потоки. Изменение положения вибрисс под действием потока воздуха передается на механорецепторы, расположенные у основания вибрисс, и дальше информация передается в мозг.

В эксперименте на крысах исследователи разместили полукругом пять вентиляторов, и один из них дул в направлении места, откуда выпускали крысу. Зверек должен был бежать только к работающему вентилятору – возле них были устроены «норы», ведущие в лаз, где для крысы, которая все сделала правильно, лежало лакомство. Эксперименты проводились в темноте, а шум вентилятора заглушался другими звуками, чтобы крысы не могли различить включенный и выключенный вентилятор глазами и на слух.

Считалось, что крыса справилась с задачей, если в течение десяти дней подряд правильно определяла работающий вентилятор в шестидесяти или больше процентов случаев.

Крысы могут чувствовать поток воздуха и вибриссами, и иначе, например, воспринимать шевеление ворсинок меха на шкурке. Но усы вносят существенный вклад в это умение: когда у крыс, хорошо справляющихся с заданием, усы аккуратно удалили, животные стали чувствовать направление ветра примерно на двадцать процентов хуже. Возможность того, что им просто некомфортно без усов, тоже проверили: другие крысы, которых научили бежать к источнику света, а не к источнику ветра, не стали без усов делать это хуже.

Ученые изучают, как именно функционируют вибриссы, как конкретно передаются сигналы, чтобы по аналогии создать приборы, определяющие направление и расположение источника потока воздуха. Такие приборы можно будет использовать, например, для определения источника запахов, в том числе для обнаружения взрывчатых и опасных химических веществ.

Фото: https://www.flickr.com