• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1515
Забывание помогает жить в актуальном мире
Физиология

Забывание помогает жить в актуальном мире

Многие из нас привыкли жаловаться на память. Однако недавние исследования показали, что забывать – это не всегда плохо и что забывание необходимо для адаптивного поведения. Возможно, новое видение механизмов работы памяти позволит иначе взглянуть и на борьбу с ее нарушениями 

Согласно современным представлениям, воспоминания хранятся в мозге в виде энграмм – специфических конфигураций ансамблей нейронов и их синаптических контактов. Эти физические следы памяти пластичны и могут меняться, к примеру, в процессе обучения. Успешное извлечение воспоминания требует восстановления работы составляющего энграммы нейронного ансамбля, а когда эти клетки не могут реактивироваться, происходит забывание.

Раньше считалось, что забывание – это сбой, ошибка в работе памяти. Но недавно его стали рассматривать как адаптивное явление, помогающее мозгу динамически взаимодействовать с меняющейся средой. Если воспоминание не соответствует текущим условиям, его утрата сделает поведение гибче, позволяя принимать решения, более соответствующие реальной ситуации. При этом появляется все больше доказательств, что само воспоминание не исчезает как таковое – энграмма просто не активируется. Воспоминание как будто хранится в сейфе, от которого утерян ключ.

Ученые из Тринити-колледжа Дублинского университета (Ирландия) в экспериментах на лабораторных мышах исследовали форму забывания ретроактивная интерференция – когда поступление новой информации ослабляет память о предыдущей.

В экспериментах животным показывали и давали запомнить разные пары идентичных предметов яркого цвета (фиолетовая бутылка, маленький разноцветный гном) в разном окружении. Сначала одну пару в течение 10 минут на арене с серым полом и белыми стенами, украшенными черными треугольниками, а спустя час – другую пару на такой же арене, но со стенами в черно-белую полоску.

Память животных исследовали, показывая им на первой арене два объекта из разных пар, которые они видели ранее. Качество памяти оценивали по времени, в ходе которого нос «испытуемого» находился менее чем в 2 см от объекта. Выяснилось, что воспоминания, связанные с первой ареной, забывались – актуальными становились конкурирующие ассоциации со второй ареной: носы мышей оказывались ближе к предмету из второй пары, который они видели на арене со стенами в полоску.

С помощью методов оптогенетики ученые пометили нейроны мышей, «запомнившие» связь предметов с первой ареной (первую энграмму). И увидели, что во время тестов на припоминание актуализация связи предметов со второй ареной приводит к снижению реактивации клеток первой энграммы. Но когда они искусственно простимулировали эти меченые нейроны, память восстановилась. Так ученые доказали, что забывание – обратимый процесс.

Также выяснилось, что забывание энграммы – это активный процесс, сходный с теми, что идут при обучении. Чтобы энграмма была забыта, ее нейроны сначала должны «поработать». Вероятно, это нужно, чтобы активировать молекулярные пути, которые сигнализируют, что в будущем их нужно сделать недоступными.

Знание об обратимости забывания наводит на мысль об обратимости и нарушений памяти при некоторых патологиях. Ведь процессы забывания и запоминания можно рассматривать как спектр активности энграмм, на одном конце которого серьезная потеря памяти (как при болезни Альцгеймера), а на другом – болезненно хорошая память (как бывает при аутизме). Не исключено, что на ранних стадиях болезни Альцгеймера, когда еще нет массовой гибели нейронов, потеря памяти может быть связана именно с нарушением процессов забывания.

Фото: https://www.wallpaperflare.com/

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!