Генная мутация – одна из причин развития бокового амиотрофического склероза
Стивен Хокинг - знаменитый физик-теоретик и популяризатор науки, которому более полувека удается жить и заниматься научной деятельностью с диагнозом боковой амиотрофический склероз

Генная мутация – одна из причин развития бокового амиотрофического склероза

Это неизбежно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, при котором поражаются двигательные нейроны головного и спинного мозга, встречается у нескольких человек из каждых 100 тыс. Вместе со способностью передвигаться эти люди постепенно теряют возможность говорить, глотать и дышать, и через несколько лет умирают. Причины развития этой болезни понятны не до конца, и недавно ученые обнаружили еще один биологический механизм, который может вызывать патологический процесс и в этом качестве служить потенциальной мишенью для терапии заболевания.

Ученые из Госпиталя Святого Иуды Фаддея (Мемфис, США) и Клиники Майо (Рочестер, США) проанализировали геномы больных боковым амиотрофическим склерозом (который называют еще болезнью Шарко и болезнью Лу Герига) и обнаружили связь болезни и наличия мутации в гене, кодирующем белок TIA1.

TIA1 – это белок, который связывается с рибонуклеиновыми кислотами (РНК), выполняющими в клетке ряд функций, главная из которых – служить матрицей для синтеза белка. В условиях, когда клетке «плохо», TIA1 временно останавливает синтез всех «лишних» белков, не требующихся для выживания, приводя к образованию так называемых стресс-гранул. Таким образом существенная часть клеточной РНК «консервируется» в этих комплексах до наступления «лучших времен». Когда ситуация нормализуется, гранулы распадаются.

Обнаруженная мутация TIA1 делает «хвост» этого белка, регулирующий его способность к связыванию с другими молекулами TIA1, более «липким». В результате разборка стресс-гранул в нервных клетках затрудняется. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые провели посмертное исследование тканей мозга больных с этой мутацией и убедились, что в их нейронах действительно накапливаются стресс-гранулы.

По данным исследователей, мутации TIA1 являются причиной бокового амиотрофического склероза лишь в редких случаях (в 2% семейных и менее 0,5% случайных). Тем не менее ученые отмечают, что подобные механизмы могут лежать в основе и других нейродегенеративных патологий. И в целом группа заболеваний, объединенных по наличию мутаций в РНК-связывающих белках, может оказаться не такой уж маленькой.

Ученые считают, что в будущем возможно разработать методы лечения, направленные на восстановление способности нейронов «разбирать» стресс-гранулы, когда надобность в них отпадает. Причем для этого может не понадобиться генотерапия: есть шанс исправить ситуацию опосредованно, влияя на регуляторные молекулы, которые управляют процессами образования и разрушения РНК-белковых комплексов.