Бактериофаги – для зеленого земледелия
Картофель, зараженный паршой обыкновенной (Streptomyces)

Бактериофаги – для зеленого земледелия

Зеленое земледелие – это вовсе не граничащие с идиотизмом концепции типа «пусть наши овощи корявенькие и со средневековой урожайностью, зато на навозе выращенные, и все червячки руками удалены». Это – гармоничное сочетание современных достижений сельскохозяйственной науки: новых устойчивых и урожайных сортов, современной механизированной агротехники, рассчитанного применения удобрений, мониторинга урожайности и заболеваемости, технологичного хранения и переработки урожая.

В комплекс таких мер входит применение биологических средств контроля: использование для подавления популяций вредителей живых организмов – специфических хищников или паразитов. В частности, для борьбы с бактериальными инфекциями растений представляется привлекательной стратегия использования бактериофагов – бактериальных вирусов, нацеленных на конкретные патогены. Эта концепция имеет много достоинств, но наукоемкость этого метода кажется, на первый взгляд, пугающей. Насколько эти опасения реалистичны, и каковы перспективы у сельскохозяйственной фаготерапии?

Подробнее об этом читайте в свежем номере «НАУКИ из первых рук», в статье «Фаги на грядках. Проблемы и перспективы применения бактериофагов в растениеводстве» А. Мирошникова, д.х.н., зав. лабораторией молекулярной биоинженерии Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (Москва), научного консультанта Исследовательского центра «ФитоИнженерия» (Московская обл., Рогачево).