«Большие боги» появились, чтобы не за совесть, а за страх стабилизировать большие человеческие сообщества
У всех основных современных религий есть одна общая черта: боги или вселенские законы (например, карма в буддизме) занимаются исключительно тем, что диктуют человеку правила поведения в обществе и наказывают за их нарушения. Но на заре нашей истории такие религии были скорее редкостью: божествам, которым поклонялись племена охотников-собирателей, не было дела до морального облика людей. Сейчас ученые проверили одну из гипотез, почему в свое время победили боги, активно занимающиеся нравоучениями
Судьи судят мудрого, знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности. Плохо, когда обвиняют мудреца. Не надейся на долгие годы. Смотрят они на жизнь, как на один час. Остаются дела после смерти [человека], кладут их в кучу рядом с ним. Вечность – это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим. Но тот, кто достиг этого, не делая греха, будет подобен богу, свободно шагающему как владыка вечности.
Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара. Древний Египет, XXII в. до н. э.
Древний египтянин всю свою жизнь готовился к самому важному моменту своего земного существования: после смерти его сердце взвешивалось, и Осирис вершил свой суд. Оправдательный приговор обещал вечную жизнь близ богов, остальных же ожидала крайне незавидная участь. В этих чуждых нам религиозных представлениях проступают поразительно знакомые черты: как и боги главенствующих современных религий, божественные судьи Древнего Египта определяли посмертную участь человека в зависимости от его поступков, совершенных при жизни.
Но подобные религиозные концепции получили распространение относительно недавно. При попытках дать объяснение нынешнему массовому распространению религий, в которых всесильные и всезнающие божества озабоченны человеческой моралью и общественными взаимоотношениями, была выдвинута гипотеза «больших богов».
Согласно этой идее, необходимости во всевидящих богах не было, пока люди жили небольшими группами, в которых любой проступок был тут же замечен и наказан. Но в более крупных социумах, начиная от систем поселений до первых городов, у людей появилась возможность совершать неблаговидные дела, оставаясь непойманными. И вера в «больших богов» или сверхъестественные наказания сдерживала массовую преступность, способствовала кооперативному, «моральному» поведению и выполнению социальных норм большинством членов социума.
С этой точки зрения без сверхъестественного принуждения к «хорошему поведению» Древний Египет, как и почти любое большое и сложное сообщество, не смог бы зародиться и существовать в течение почти сорока веков. Однако разные исследователи дают разные ответы на извечный вопрос о «курице и яйце»: что появилось сначала – боги, резонеры и морализаторы, или крупные человеческие общины?
Недавно группа ученых из США и Великобритании опубликовали новое исследование, где постарались избавиться от методологических недостатков работ своих предшественников. Они проанализировали информацию из базы данных «Сешат» (названную в честь древнеегипетской богини письма, литературы и счета), где содержатся данные о социальной структуре и религиозных верованиях нескольких сотен человеческих сообществ, существовавших в 30 географических регионах в период от начала неолита до начала индустриальной/колониальной эпохи. Анализом были охвачены 51 характеристика социального устройства и четыре характеристики божеств.
Судя по всему, в истории человечества боги-судьи впервые вышли на арену как раз в Древнем Египте примерно в 2800 г. до н.э. Это была богиня Маат, чье имя в переводе звучит как «правда» или «истина». Именно ее фигурку (либо ее символ – перо) клали на вторую чашу весов при взвешивании сердца усопшего.
Затем «большие боги» появились в других регионах Евразии: в Месопотамии около 2200 г. до н.э., в Анатолии – 1500 г. до н.э., в Китае – 1000 г. до н.э. В I тыс. до н.э. начали широко распространяться такие религии, как зороастризм и буддизм, а затем христианство и ислам, ставшие наиболее «популярными». Хотя римляне еще за тысячелетие до официального принятия Римом христианства верили, что боги наказывают людей за нарушение клятвы.
Анализ данных «Сешат» показал, что появление богов-морализаторов, как правило, не предшествовало, а следовало за периодом быстрого роста сложности социальной структуры в обществах численностью порядка миллиона человек. И дело здесь не в том, что данные о вере в «больших богов» не сохранились, так как письменность в большинстве таких сообществ появилась раньше, чем эти верования. По-видимому, последние не подталкивают эволюцию социальной структуры, но способствуют адаптации уже сложившегося общества к «новой реальности» совместного проживания множества людей. В некоторых случаях такие доктрины помогали стабилизировать империи, одновременно ограничивая их дальнейшее расширение. Например, когда индийский правитель Ашока (правил в 268–232 гг. до н. э.) принял буддизм, он отказался от продолжения войны, тем самым остановив расширение империи Маурьев.
Появлению «больших богов», по-видимому, предшествовало изменение ритуальных практик в сторону большей стандартизации и рутинизации (регулярного, еженедельного или ежедневного выполнения), а также установление принципа иерархии божеств. Все это могло способствовать формированию коллективной идентичности, что подготовило почву для распространения новых верований в «больших богов».
И в современном мире, где стали обычны полеты в космос и генетическая инженерия, религиозное сознание и вера в «высший суд» остаются присущи множеству людей. Хотя всевидящее, всемогущее и карающее за проступки «око» сейчас успешно заменяют камеры видеонаблюдения и уголовный кодекс, человеческое общество в целом еще не созрело для того, чтобы заменить внешнюю «совесть» внутренним неприятием поступков, наносящих вред ближнему.
Фото: https://commons.wikimedia.org
Подготовила Мария Перепечаева