• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
604
Зайцы и куры на пасхальных открытках – отголосок того, что 25 веков назад в Британии их не ели
Археология
Пасхальная открытка. Easter Greetings Car Bunny Chicken, 1916

Зайцы и куры на пасхальных открытках – отголосок того, что 25 веков назад в Британии их не ели

Зайцы, кролики и цыплята в течение столетий являются символами Пасхи в Европе, в частности, в Великобритании. Как случилось, что эти животные, которые в современном мире ассоциируются скорее с тарелкой и вилкой, стали постоянными «участниками» главного христианского праздника? Недавно ученые объяснили этот феномен для Британских островов

В Британии кролики и зайцы, не говоря уже о курах, – не аборигенные, а «пришлые» виды. Радиоуглеродные датировки останков обычных для юго-западной Европы зайцев-русаков и кур, найденных на стоянках в Хэмпшире и Хартфордшире, говорят о том, что они попали в Британию еще до времен Римской империи – между V и III вв. до н. э. Целостность их скелетных останков и отсутствие порезов, свидетельствующих о разделке тушек, позволяет сделать вывод, что эти особи не упокоились в желудках гурманов, а были достойно похоронены. 

О божественности зайцев и кур говорит в своих «Записках о Галльской войне» Гай Юлий Цезарь, предпринявший два похода в Британию в середине I в. до н.э.: «Бритты считают противным божественному закону есть зайца, курицу или гуся. Однако они выращивают их для собственного развлечения и удовольствия». 

Почему древние бритты их не ели? Наверное, потому, что этих животных было мало, потому, что они слишком уж отличались от привычных им лесных и полевых обитателей, а все экзотическое и непривычное людям проще считать чем-то сверхъестественным.

В любом случае после того, как Британия стала римской провинцией, что произошло в начале I в., «божественный» мораторий на поедание зайцев и кур был снят. В результате их останки стали попадаться не в отдельных захоронениях, а в свалках пищевых отходов. Похоже, примерно в это же время на острова мог «прокрасться» и кролик – самая ранняя находка останков ушастого датируется I – II в. 

Когда через 400 лет Римская Британия прекратила свое существование и развалилась на ряд независимых областей, в зайце- и куроводстве также случился упадок. Опять став редкостью, эти животные вновь вернули себе «особый статус», что нашло отражение в пасхальных традициях. 

Вплоть до средневековья останки зайцев практически не встречаются – люди явно перестали разводить и охотиться на этих животных. А вот курам «повезло»: в VI в., после запрета католической церковью употреблять в пост мясо четвероногих животных, плоть этих двуногих стала пользоваться большой популярностью. 

Кролики были повторно ввезены в Великобританию уже в качестве деликатеса в XIII в. н. э. и со временем широко распространились по всей территории. В викторианскую эпоху кролик «подменил» пасхального зайца, который к тому времени прочно вписался в дикую английскую природу.

Так что современные забавные пасхальные открытки с пушистыми цыпами и ушастыми зайчиками из марципана – отголоски еще дохристианских религиозных представлений. Что, кстати, не мешает пасхальному цыпленку или кролику занять свое не менее древнее законное место – на праздничном столе. 

Фото: https://www.publicdomainpictures.net

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!