«Черная смерть», выкосившая Европу семь столетий назад, могла прийти по «пушному пути» из Золотой Орды
Чума в Ашдоде, 1630 г. Художник Н. Пуссен. Лувр (Франция)

Пандемии чумы были страшным бедствием для человечества. «Черная смерть», пришедшая в Европу в октябре 1347 г., убила более трети всего населения, что повлекло за собой далеко идущие социальные, экономические и политические последствия, которые могли повлиять на ход истории. До сих пор исследователи пытаются разобраться, откуда появилось смертельное заболевание, и как оно распространялось

Многие сотни лет, на протяжении которых черная смерть собирала с людей свою дань, никто не знал, с чем связано появление этой страшной болезни. Лишь в конце XIX в. благодаря развитию микробиологии был выявлен ее возбудитель – чумная палочка (Yersinia pestis) из семейства энтеробактерий, а позднее было установлено, что между эпидемиями она сохраняется в популяциях грызунов, включая крыс, основными же ее переносчиками служат кровососущие насекомые – блохи. Так что смертельная для человека чума – это природно-очаговое зоонозное заболевание, от которого, в отличие от оспы, нельзя полностью избавиться, потому что его возбудитель сохраняется в природных резервуарах, которыми служат мелкие млекопитающие.

Первая крупная пандемия чумы – Юстинианова чума – обрушилась на Европу в царствование византийского императора Юстиниана примерно в 541–542 гг., и продолжалась до середины VIII в. Вторая, еще более страшная пандемия, бесчинствовала с середины XIV по XVIII в. В этом временном интервале выделяют «черную смерть» 1346–1353 гг., унесшую жизнь каждого третьего европейца, а также несколько крупных вспышек, которые были зафиксированы в Европе, начиная с 1357 г. Третья пандемия пришла в 1772 г. в Китай.

В последние годы ученые обратились к исследованиям древней ДНК, чтобы окончательно покончить со спорами, какие конкретно бактерии были виновниками древних пандемий, и понять, какими путями шло распространение болезни. Ведь если возбудитель чумы, попавший в Западную Европу в середине XIV в., встретил здесь подходящие для жизни условия, то на этой территории могли сформироваться новые природные очаги этой болезни, которые и послужили источником последующих вспышек болезни. Второй вариант – что чума «путешествовала» по торговым маршрутам, проходившим по европейским и азиатским территориям, и могла разноситься путниками и паломниками.

Исследователи из нескольких стран Европы расшифровали пять геномов чумной палочки, извлеченной из останков людей, погибших от этой болезни, которые были обнаружены при археологических раскопках во Франции, Бельгии, Нидерландах и Норвегии. Ученые присовокупили новые данные к уже имеющимся, и в их руках оказались сведения о бактериях, поражавших людей в разных уголках Евразии в разное время, достаточные, чтобы построить филогенетическое древо возбудителя и получить представление о его эволюционной истории. А исторические и археологические данные позволили сделать выводы о том, как и откуда могла распространяться болезнь.

В результате не удалось полностью исключить возможность, что и сегодня в Западной Европе существует стабильный природный очаг чумы, который может находиться в районе Альп. Но есть и альтернативный вариант, согласно которому чума могла независимо проникать в Западную Европу из разных мест посредством зараженных людей и товаров.

Первоначальный источник второй пандемии предположительно находился в районе Черного или Каспийского морей. Пострадавшие от чумы города, такие как Болгар и входивший в Ганзейский союз Новгород, активно торговали с Западной Европой, в первую очередь пушниной – важнейшим предметом русского экспорта. В XIV в. Россия находилась под властью Золотой Орды, которая ввела новые правила торговли мехом, и купцы из Болгара начали импортировать пушнину из «страны тьмы», предположительно расположенной где-то за Камой, самым крупным притоком Волги. После вывоза мехов в Сарай, столицу Золотой Орды на Волге, он отправлялся во все части Евразии вместе с другими товарами. В 1340-х гг. при поддержке Золотой Орды был проложен и новый сухопутный маршрут, соединяющий Сарай и Каффу (современную Феодосию), который частично проходил по территории, где предположительно имелись древние природные резервуары чумной бактерии.

Таким образом, теоретически купцы могли привезти чумную палочку в Европу из Крыма или из Сарая, а также из тех таинственных мест, где добывалась пушнина. В пользу последней гипотезы свидетельствует арабский историк Ибн аль-Варди, в 1349 г. умерший от чумы в сирийском г. Алеппо, который писал, что родина чумы – «страна тьмы», где болезнь вспыхнула на 15 лет раньше, чем в Европе.

Почему же столь глобальных пандемий чумы не происходило в более ранние времена? Как выяснилось недавно, более древние штаммы возбудителя чумы были далеко не столь убийственны, потому что еще в бронзовом веке чумная палочка не обладала способностью заражать блох и не могла распространяться столь стремительно.

Фото: https://ru.wikipedia.org