Черный тмин – новая «панацея» от коронавирусной инфекции?
Семенная коробочка черного тмина

Черный тмин – новая «панацея» от коронавирусной инфекции?

В медицине издавна используются лечебные травы, и сегодня специалисты стремятся идентифицировать содержащиеся в них активные вещества, выделить их из растительного сырья и создать на этой основе полноценные лекарственные средства. Однако сегодня многие растительные препараты регистрируют как БАДы, при этом их пытаются позиционировать как лекарство буквально от всех болезней, тем самым дискредитируя саму идею фитотерапии. Пока неизвестно, как сложится в этом смысле «судьба» чернушки посевной, которую предлагают использовать в терапии COVID-19

Чернушка посевная, или черный тмин (Nigella sativa) – однолетнее травянистое растение семейства лютиковых – пользуется большой популярностью в Юго-Западной Азии и Средиземноморье, где его впервые начали культивировать, а также в Северной Африке и Индии.

Семена этого растения на протяжении веков использовались в кулинарии в качестве пряности, а в традиционной медицине – для лечения болезней дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, повышения иммунитета и улучшения общего состояния организма.... Сосуд с маслом черного тмина был обнаружен в гробнице одного из фараонов. Упоминание об этом растении встречается в Ветхом завете, а по словам пророка Мухаммеда, «в черном тмине есть исцеление от всех болезней, кроме смерти».

Чернушка посевная, или черный тмин (Nigella sativa)

Семена чернушки посевной, которые почти наполовину состоят из жирного масла, содержат целый ряд биологически активных соединений, включая ряд витаминов, флавоноиды, фитостерины, алкалоиды и др., микроэлементы (магний, селен, цинк и т.д.).

Так как спектр патологических состояний, при которых традиционно используется чернушка посевная, очень широк, эффективность растения и его компонентов оценивалась в клинических испытаниях в отношении гипертонии, нарушений жирового обмена, сахарного диабета, астмы, аллергического ринита и хронического синусита, ревматоидного артрита и остеоартрита, а также кожных болезней и неврологических расстройств, включая эпилепсию и рассеянный склероз. Однако все эти клинические испытания были проведены на очень небольших (несколько десятков человек) выборках, что совершенно недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о результатах.

Самым важным из биологически активных соединений черного тмина считается флавоноид тимохинон, входящий в состав эфирного масла, который был открыт еще в 1963 г. Исследования на животных показали, что воздействием этого флавоноида на различные молекулярные клеточные каскады можно объяснить неспецифическую, антиоксидантную и противовоспалительную активность черного тмина. Другими словами, во многом именно благодаря этому веществу это растение может успешно использоваться при различных заболеваниях. Кроме того, тимохинон имеет низкую молекулярную массу, поэтому может проникать через гематоэнцефалический барьер, защищающий мозг.

В исследованиях была показана бактерицидная активность тимохинона в отношении ряда патогенов, включая золотистый стафилококк, а также противовирусная активность, в том числе у пациентов с ВИЧ и гепатитом С. Но некоторые его физико-химические особенности, как липофильность и низкая устойчивость к теплу и свету, препятствовали разработке лекарств на его основе. Однако масло черного тмина, содержащее тимохинон, производится и продается в качестве БАДа.

Идея использовать N. sativa в терапии COVID-19 возникла у нескольких исследовательских групп. Есть уже и предположения о механизме его противоковидного действия как противовоспалительного, иммуномодулирующего и антикоагулянтного агента. Кроме того, с помощью компьютерного моделирования удалось показать, что активные соединения черного тмина обладают умеренным сродством с ферментами и другими белками коронавируса SARS-CoV-2.

Исходя из механизмов действия тимохинона, он потенциально может препятствовать характерному для COVID-19 развитию острого респираторного дистресс-синдрома, вызванного «цитокиновым штормом», и нарушениям свертываемости крови. А проблему использования тимохинона в клинике можно решить с помощью трансдермальной доставки (пластырей и др.), либо использовать наночастицы как переносчики.

И все же утверждать, что с помощью черного тмина уже сейчас можно лечить (и излечивать!) коронавирусную инфекцию, как минимум, преждевременно. Существует много соединений, о которых можно сказать, что они могут быть потенциально полезны, однако далеко не все из них по разным причинам могут использоваться как лекарства при конкретных заболеваниях. Что касается COVID-19, то с начала пандемии исследователи протестировали на специфическую противовирусную активность множество соединений, известных терапевтических препаратов и лекарств традиционной медицины, таких как чага.

Фото: https://pixabay.com, https://www.flickr.com, https://www.publicdomainpictures.net