1934
Риск аутоиммунных заболеваний при вакцинации от COVID-19 меньше, чем в случае болезни
Медицина

С начала пандемии COVID-19 было разработано несколько вариантов профилактических вакцин против этой болезни. Но до сих пор не утихают споры о том, что лучше – вакцинация или естественный иммунитет переболевших, учитывая, что все они обеспечивают примерно равную защиту от нового заражения. Сейчас появились новые данные, которые качнули маятник в сторону вакцинации

Основная российская вакцина против COVID-19 – «Спутник V» – сконструирована на основе безопасных модифицированных аденовирусов, неспособных размножаться в организме человека.

В геном этих вирусов были встроены ДНК-копии гена, кодирующего поверхностный белок-шип коронавируса. В клетках, инфицированных «вакцинными» вирусами, начинается производство матричной РНК (мРНК), по которой синтезируется белок-шип. Вирусные белки встраиваются в клеточную мембрану, имитируя ситуацию заражения, что вызывает формирование в организме человека иммунного ответа с выработкой специфических защитных белков-антител.

На Западе более широкое распространение получили мРНК-вакцины, которые содержат не вирусы, а готовую вирусную мРНК – основу для синтеза патогенного белка. В целом такие вакцины показали лучшую защиту от болезни, чем векторные. Однако в редких случаях вакцинация вызывала тяжелые побочные эффекты, такие как миокардит, а также обострение уже имеющихся аутоиммунных заболеваний.

Эти побочные эффекты предполагают возможность образования так называемых аутоантител – антител не к патогенам, а к своим собственным тканям, которые ошибочно атакует иммунная система.

Важно то, что сама инфекция COVID-19 способствует выработке аутоантител. Этому способствует определенное сродство между белками коронавируса и некоторыми белками человека, из-за чего антитела против вируса могут случайно ударить и «по своим». Так появились опасения, что формирование любого иммунитета против COVID-19 (как постинфекционного, так и поствакцинального) может привести к развитию аутоиммунного заболевания. И, наконец, вопрос, который до последнего времени оставался без ответа: что опаснее в плане аутоиммунных реакций – переболеть или вакцинироваться?

Чтобы ответить на него, ученые из США исследовали образцы крови от 183 человек, измерив в них количество аутоантител до и после вакцинации мРНК-вакциной.

Первоначально были проанализированы образцы крови 33 здоровых людей – у них число аутоантител после вакцинации мРНК-вакциной не выросло. В следующем исследовании участвовали 25 здоровых и 38 человек с аутоиммунным заболеванием – результат оказался аналогичным. Наконец, исследователи изучили кровь 87 добровольцев, вакцинированных бустерной дозой мРНК-вакцины, которые были первоначально вакцинированы инактивированной цельновирусной вакциной CoronaVac. Как и в предыдущих случаях, роста количества аутоантител не было зафиксировано.

Однако у пациентов, перенесших COVID-19, динамика оказалась другой: уровень аутоантител у них ожидаемо повысился.

Эти результаты доказывают, что возникновение аутоиммунных реакций после вакцинации – достаточно редкое событие. И этот риск при вакцинации значительно ниже, чем при обычном инфицировании патогеном.

Конечно, в этом исследовании не фигурировали векторные вакцины, применяемые в РФ. Но поскольку случаи аутоиммунных заболеваний чаще всего фиксировались при использовании мРНК-вакцин, можно предположить, что все вышесказанное относится и к векторным, которые, как считается, в целом вызывают меньше побочных эффектов.

Фото: https://www.isaaa.org