Доисторические собаки: спутники в жизни и смерти
Археология
Неолитическое захоронение (Авердон, Франция)

Доисторические собаки: спутники в жизни и смерти

Собака – одно из первых одомашненных животных. На заре своего совместного существования с людьми эти «друзья человека» не играли роль беззаботных домашних любимцев. Собаки честно отрабатывали свой «хлеб»: их использовали как помощников на охоте и как тягловую силу, а с развитием животноводства и земледелия они стали охранниками человеческих поселений, посевов и стад. Об особых отношениях, связывающих нас с этими хищниками, свидетельствуют останки собак, обнаруженных в погребениях времен европейской предыстории, начиная с палеолита

В Южной Европе, на юге нынешней Франции и севере Италии находки останков собак связаны с человеческими погребениями и сакральными сооружениями, относящимися ко времени неолита. Для Пиренейского полуострова подобные находки задокументированы начиная с конца V тыс. до н.э. Считается, что они являются свидетельствами ритуальной деятельности, важную роль в которой играли жертвоприношения собак. И такая практика продолжалась здесь сотни лет, включая меднокаменный, бронзовый и железный века, в различных культурных средах.

Ученые из Барселонского автономного университета и Барселонского университета (Испания) исследовали останки 26 собак, найденных в четырех погребальных комплексах среднего неолита в провинции Барселона в Каталонии. Эти находки были первым свидетельством использования собак как погребального символа в так называемой ямной культуре, названной так по характерному способу захоронений в ямах под курганами, которая существовала на северо-востоке Пиренеев около 4200–3600 лет назад до н.э.

Оказалось, что все останки принадлежали особям в возрасте от месяца до шести лет, при этом большую часть составляли молодые животные – от годовалых до трехлеток; взрослые особи были примерно одного размера, около 40–50 см в холке. По сравнению с многочисленными разрозненными костями других домашних животных, обнаруженных там же, скелеты собак были более полными, хотя и с разными анатомическими «недостачами». К тому же они не имели признаков порезов или переломов, которые бы свидетельствовали о таких манипуляциях, как удаление мяса или потрошение. Размещение останков собак в погребениях было различным, но в большинстве случаев они лежали рядом с человеческими останками, включая единственный полный собачий скелет, найденный в погребении младенца. Такое расположение, как и признаки каких-то намеренных действий с телами собак, подтверждают, что эти животные использовались в качестве ритуальных жертв. В пользу этой гипотезы говорит и возраст собак, так как наибольшая естественная смертность характерна для самых молодых и старых особей.

Исследователи также провели изотопный анализ останков 18 собак, чтобы определить особенности их рациона. Оказалось, что питание большинства из них было сродни человеческому – смешанному, с большой долей злаков. На основе данных по экономике северо-востока Пиренейского полуострова того периода, а также того факта, что в собачий рацион входила пшеница, ученые делают вывод, что животные питались либо пищей, специально приготовленной для них человеком, либо его пищевыми отходами. Другими словами, уже в это время собаки состояли «на довольствии», а однородность в размерах животных указывает на определенный контроль за их размножением, т.е. может рассматриваться как признак селекции.

Свидетельства сходного смешанного питания собак и людей в неолите были ранее получены на археологических раскопках во Франции, Китае и Анатолии. А недавно было доказано, что собаки более эффективно, чем их предок волк, переваривают углеводы и крахмал благодаря свои генетическим особенностям (что и подтверждается широким распространением современных коммерческих кормов). Такое радикальное изменение «естественного» питания высвободило собакам время для выполнения задач, поставленных человеком, и стало залогом их дальнейшего сближения с сообществом людей. Из сферы экономики эти взаимоотношения могли перейти в другую сферу – духовную, где собаки имели уже другую, символическую ценность. Обитая в тесном контакте с людьми, доисторические собаки стали их «компаньонами» не только в жизни, но и в смерти.

Фото: https://www.flickr.com и https://pxhere.com