Древние люди приручили собак, чтобы заставить их работать
Возможно, собаки, одомашненные восемь тысяч лет назад в районе о. Жохова, были похожи на современных сибирских хаски

Древние люди приручили собак, чтобы заставить их работать

Восемь тысяч лет назад остров Жохова, сейчас принадлежащий к группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море, был частью материка. Археологи обнаружили на нем древнюю стоянку охотников-собирателей. Один из самых северных археологических памятников, стоянка расположена примерно в 500 км севернее береговой линии современной Якутии, и свидетельствует об освоении человеком этих территорий еще в эпоху раннего голоцена. Древние люди охотились на белых медведей и разводили домашних собак.

Ученые из Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) работают на раскопках Жоховской стоянки с 1989 г., и за это время собрали обширную коллекцию находок, включая костные остатки людей и собак.

Чтобы подтвердить, что кости действительно собачьи, ученые сравнили ископаемые черепа с черепами волка и сибирских хаски. Ключевые соотношения размеров костей однозначно указали на то, что находки со стоянки на о. Жохова представляют собой кости собак, хотя одно животное оказалось помесью собаки и волка. О том, что это были домашние животные, говорит заметный износ зубов, то есть, люди заботились и о старых животных. Это самое раннее свидетельство содержания древними людьми домашних собак. Следующими, из известных археологам, были собаки-пастухи Ближнего Востока, которых вывели около 7 тыс. лет назад.

По фрагментам костей одиннадцати особей ученые восстановили приблизительный облик собак о. Жохова. Десять собак весили от 16 до 25 килограмм и возможно напоминали сибирских хаски. Еще один экземпляр, предположительно, помесь собаки и волка, весил около 29 килограммов и, возможно, был похож на аляскинского маламута. Ученые предполагают, что более крупных собак разводили для охоты, а более мелких – для езды, так как хорошие ездовые собаки обычно весят 20-25 кг, – собаки такого размера достаточно крупные, чтобы тянуть сани, но не сильно перегреваются.

Анализ митохондриальных геномов современных собак и волков показал, что процесс одомашнивания собак начинался около 15 тыс. лет назад. Ученые считают, что вопрос о сроках появления собак как вида и сроках их одомашнивания – два разных вопроса. Сначала от общего предка произошли собаки и волки. Собаки держались поблизости от людей, потому что возле них им было проще прокормиться. Постепенно происходил отбор по признакам способности к приручению, дружелюбному поведению по отношению к людям. И, наконец, следовала стадия направленного отбора на формирование пород с определенными качествами, необходимыми для решения конкретных задач. Находки на о. Жохова, похоже, иллюстрируют третий этап, там обитали сформировавшиеся как вид домашние собаки, вероятно, специализированные как ездовые и охотничьи.

По словам ученых, эти находки заполняют недостающие элементы истории взаимоотношений между людьми и собаками, рассказывая, что люди одомашнивали собак, чтобы заставить их работать. Есть данные о том, что разные животные, от лисиц до барсуков, крутились около людей; некоторых, возможно, даже приручали, но домашних лисиц не возникло, видимо, потому, что для них не нашли практического применения.

А для собак нашли. Как раз около 15 тыс. лет назад начиналось потепление. Крупные виды, такие как мамонты, вымирали, им на смену приходили другие, меньшего размера, например, олени, на которых помимо медведей охотились обитатели стоянки на о. Жохова. Для охоты на мамонта собака бесполезна, но в случае более мелкой и быстрой дичи их можно использовать для выслеживания и загона добычи. До этого у людей просто не было причин разводить собак.