Если ваши предки родом из солнечных стран, вам грозит риск дефицита витамина D
Дефицит витамина D – распространенное явление, в том числе в России, территория которой преимущественно лежит севернее 35-й широты. Так что с ноября по март этот многофункциональный витамин, напрямую связанный с долголетием, у наших сограждан практически не вырабатывается. Недавно датские ученые, проведя исторические изыскания, обнаружили взаимосвязь между способностью к синтезу витамина D, древними миграциями и продолжительностью жизни современных людей
Витамин D, который исторически относят к жирорастворимым витаминам, на деле представляет собой целую группу биологически активных соединений. Самый важный из них – витамин D3 (холекальциферол), преимущественно образуется в коже под действием ультрафиолетового излучения. В почках это соединение превращается в кальцитриол – гормонально активную форму витамина D.
Долгое время считалось, что недостаток витамина D в основном приводит к проблемам с опорно-двигательным аппаратом: рахиту и остеопорозу. Но когда к концу XX в. были открыты специфические рецепторы к кальцитриолу, выяснилось, что функции этого витамина не ограничиваются участием в регуляции обмена веществ в костной ткани.
Рецепторы витамина D присутствуют в ядрах клеток десятков различных тканей организма, влияя на активность около 3% всего человеческого генома и, соответственно, на целый ряд биохимических процессов. Так, дефицит этого витамина связан с нарушением работы иммунной и репродуктивной систем, развитием сердечно-сосудистых, онкологических и эндокринных заболеваний, включая сахарный диабет 2-го типа, а также депрессии (правда, судя по последним данным, в этом случае надежды на него как на лекарство не оправдались).
Результаты исследований на червях-нематодах говорят о том, что витамин D может замедлять старение. А недавно выяснилось, что его дефицит влияет на степень тяжести новой коронавирусной инфекции. Суммируя, можно сказать, что недостаток витамина D связан с более высоким риском смерти от многих причин.
Известно, что активность синтеза витамина D в коже зависит от степени ее пигментации, и у более темнокожих людей она заведомо ниже. Поэтому плохая солнечная освещенность особенно пагубна для людей с темной кожей, чьи предки мигрировали из регионов с «ярким солнцем». При этом сама пигментация кожи является результатом эволюционного компромисса между рисками дефицита витамина D и развития рака кожи под действием ультрафиолетового излучения. Нужно добавить, что в наше время использование солнцезащитных кремов в совокупности с тем, что современные люди проводят больше времени в помещении, уменьшает риски пребывания на солнцеУченые из Копенгагенского университета и Университета Южной Дании оценили в долгосрочной исторической перспективе влияние на здоровье людей переселения из регионов с хорошей солнечной инсоляцией в более «темные». Для этого они проанализировали данные о продолжительности жизни людей и ходе миграций за последние пять столетий. При анализе исследователи использовали популяционный показатель, отражающий риск дефицита витамина D, используя разницу в инсоляции в месте изначального и нынешнего проживания.
Ученые утверждают, что повышенный риск дефицита витамина D, обусловленный миграциями последней половины тысячелетия, при прочих равных условиях отрицательно связан с продолжительностью жизни. Другими словами, в регионах с плохой солнечной инсоляцией, в которые шел большой поток иммигрантов из «солнечных» областей, ожидаемая продолжительность жизни и сегодня ниже, чем там, где таких миграционных потоков не было.
Эта работа еще раз показывает важность обеспечения организма необходимым количеством витамина D с точки зрения долголетия, особенно с учетом долгой зимы в наших широтах. И особое внимание на это нужно обращать тем, чьи предки были родом из более теплых краев.
Фото: https://pixabay.com/ru, https://commons.wikimedia.org