Витамин D замедляет процессы старения
Витамин D – не совсем витамин. Этим термином называют целую группу сходных по химическому строению веществ, которые частично поступают в наш организм с пищей, а в основном образуются в коже под действием ультрафиолета. Сам по себе витамин D биологически неактивен, а его активные формы образуются в результате определенных биохимических превращений в организме и действуют как гормоны: связываются со специальным рецептором, который так и называется – рецептор витамина D, в результате чего запускаются цепочки различных молекулярных событий.
Понимание того, что функций у витамина D гораздо больше, чем считалось раньше, пришло после того, как в конце 1990-х гг., был открыт рецептор витамина D, и обнаружилось, что он экспрессируется, и, следовательно, оказывает биологические эффекты в более чем сорока тканях организма. Постепенно выяснилось, что дефицит витамина D связан не только с развитием рахита, но, к примеру, с развитием депрессий, сахарного диабета второго типа, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Мнения специалистов по поводу того, сколько витамина D нужно человеку «для счастья», существенно расходятся. Последние рекомендации Института медицины США (2011 г.) относятся только к «классической» роли витамина D – участию в усвоении кальция и формировании костной ткани, так как информация относительно других патологий недостаточна и противоречива. Институт медицины США рекомендует ежедневно принимать 600 международных единиц витамина D людям в возрасте от года до семидесяти и 800 – тем, кто старше.
Другие организации рекомендуют от 800 до 2000 международных единиц в день, по крайней мере, для людей, у которых определяется низкий уровень витамина D в крови. Но какой уровень витамина в крови считать низким? Одни утверждают, что оптимальным является уровень от тридцати нг/мл (нанограмм на миллилитр), другие называют – сорок или пятьдесят, а в докладе Института медицины США говорится о двадцати нг/мл как о достаточном уровне для поддержания здоровья костной системы.
Верхним пределом ежедневной дозы витамина D считается 4000 международных единиц: слишком много тоже плохо. Например, избыток витамина D может повысить уровень кальция в крови настолько, что в сосудах и тканях будут откладываться соли кальция, что приведет к поражению сосудов, сердца и почек.
Очевидная группа риска развития дефицита витамина D – люди, проживающие в широтах, где мало солнца. Еще две группы риска – люди пожилые и с темным цветом кожи. Известно, что с возрастом падает способность превращения провитамина в витамин в коже. Также считается, что пожилые люди меньше бывают на солнце и могут страдать от желудочно-кишечных расстройств, которые затрудняют всасывание витамина D с пищей. Но возникает вопрос: дефицит витамина D – это индикатор того, что со здоровьем не все в порядке или это фактор развития возрастных заболеваний?
Ученые из Института исследований старения Бака (США) решили проверить, как витамин D влияет на процессы старения. Они изучали это на червях-нематодах C. еlegans, которые считаются хорошим модельным объектом для исследования факторов, связанных с продолжительностью жизни, потому что в этом примитивном организме уже существуют многие молекулярные машины, участвующие в процессах старения, а недолговечность нематод создает определенное методологическое удобство.
В процессе нормального старения у C. elegans накапливаются токсичные нерастворимые белковые агрегаты, аналогичные тем, которые у человека связаны с состояниями типа болезни Альцгеймера. Но у нематод, которым давали витамин D, образование нерастворимых белков замедлилось, а продолжительность жизни выросла на треть. Считается, что процессы старения у C. еlegans и у млекопитающих, включая человека, похожи, так что, есть надежда, что витамин D будет продлять жизнь и другим видам живых существ.
Ученые планируют повторить эксперименты на мышах, а затем, если выводы подтвердятся, надеются перейти к клиническим испытаниям. По их словам, работа с нематодами дала твердую отправную точку для поиска окончательного ответа на вопрос, как витамин D влияет на здоровье человека, действительно ли его дефицит способствует более быстрому старению и повышает вероятность развития возрастных заболеваний.
Фото: https://www.flickr.com The Journal of Cell Biology, Vol. 193, Issue 3 - toc1. Изображение предоставлено Nathan Goehring.
Подготовила Мария Перепечаева