• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2411
«Есть или не есть»? Это решаем не только мы, но и … наша печень
Физиология

«Есть или не есть»? Это решаем не только мы, но и … наша печень

Почему одни из нас не могут устоять перед ароматом жареного мяса, а другие – перед тарелкой пресловутой гречки с жареными грибами? Известно, что на наш выбор еды влияет много факторов, включая ее вид и запах, а также воспоминания о ее вкусе. А недавно ученые из Португалии и США «подслушали» «разговор», который ведут с мозгом органы пищеварительной системы 

Как формируются наши пищевые предпочтения? Первая «контрольная точка» – сигналы рецепторов в носоглотке и ротовой полости. На этой стадии мы принимаем решение: «есть или не есть». Но процесс оценки еды на этом не останавливается и продолжается в других отделах и органах пищеварительного тракта, которые сообщают о своих «впечатлениях» в мозг. 

Зачем это нужно? Да просто организм должен понять, как много этой еды нужно съесть, чтобы удовлетворить его метаболические потребности. Ведь еда с похожим вкусом может иметь разную пищевую ценность, и наоборот, а организм всегда нацелен на выбор более питательного варианта. Поэтому подобные оценки пищеварительной системы будут во многом определять реакцию организма в будущем, т.е. речь идет о формировании пищевых предпочтений.

Ученые из Португалии и США предположили, что этот феномен может объяснить пищевое поведение животных, связанное с активным поиском определенной еды. Чтобы проверить эту идею, они вводили лабораторным мышам растворы сахарозы разной концентрации напрямую в желудок, чтобы исключить вкусовые эффекты. Животным позволили свободно выбирать предпочитаемую еду – ее можно было получить при нажатии на один из двух рычагов. При нажатии одного рычага они получали более насыщенный раствор сахарозы, на другой – менее. Результат предугадать несложно: животные предпочитали давить на более «калорийный» рычаг.

Но как информация о пищевой ценности попадает в мозг? Исследователи предположили, что в этом процессе задействован блуждающий нерв, связывающий мозг и внутренние органы, в первую очередь его печеночная ветвь. Через печень проходит кровь из большей части кишечника, поэтому она может работать как метаболический «сенсор», оценивая потребленную еду. И, действительно, при разрушении печеночной ветви блуждающего нерва у мышей их «пищеварительное» обучение прекращалось. 

Далее сигналы от печени передаются в вентральную область покрышки среднего мозга. Их принимают нейроны, вырабатывающие дофамин, который, как известно, участвует и в пищевом поведении. При разрушении печеночной ветви блуждающего нерва их реакция на «пищеварительные» сигналы значительно снижалась.

Часть мозга, которая принимает сигналы от печени, отвечает за систему вознаграждения и подкрепления, цель которой – поощрять деятельность, необходимую для выживания, а дофамин, обеспечивающий функционирование этой системы, известен как «гормон удовольствия и счастья». И хотя мы не испытываем особо приятных ощущений в то время, пока печень тестирует наш обед, на подсознательном уровне мы, похоже, вновь «с кайфом» подкрепляем свои пищевые привычки.

Результаты этой работы порождают обоснованное опасение – не слишком ли часто ошибается печень в наши дни, умеет ли она считать не только калории, но и витамины, не говоря уже о клетчатке? Ведь адаптивный механизм, сформированный за миллионы лет борьбы за еду, в эпоху фастфуда и эпидемии ожирения может легко превратиться в инструмент саморазрушения.

Фото: https://pixabay.com

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!