Клещи человека: как паразиты становятся симбионтами
Demodex folliculorum на реснице человека. Увеличение х100

Клещи человека: как паразиты становятся симбионтами

Уже стало общеизвестным, что в человеческом организме обитает множество полезных микроорганизмов. Но мало кто догадывается, что с большинством из нас делит наше тело многоклеточное животное, которое пока считается паразитом, но, как выяснили ученые, постепенно превращается в симбионта

На теле около 90% людей постоянно живут условно-патогенные многоклеточные животные. Это – мелкие, длиной 0,3 мм, клещи Demodex folliculorum (железница угревая), обитающие в протоках сальных желез, в устьях волосяных фолликулов, в железах хрящей век. Их много на коже крыльев носа, на лбу, в слуховом проходе и на сосках, и передаются они преимущественно от матери к ребенку во время грудного вскармливания. Для большинства людей демодексы не опасны – если иммунная система в порядке, их присутствие не вызывает проблем.

Недавно исследователи из Британии, Австрии и Испании предположили, что эти клещи представляет собой переходную стадию от паразита к симбионту. Они проанализировали геном демодексов и обнаружили, что среди всех членистоногих животных (насекомых, паукообразных и ракообразных) он имеет наименьшее количество функциональных генов. Исследователи пришли к выводу, что эти клещи стали настолько зависимы от хозяина-человека, что их геном постепенно сокращается до минимума, необходимого для выживания.

Demodex folliculorum, сканирующая электронная микроскопия

Например, демодексы утратили один из ключевых генов циркадных ритмов – или «биологических часов», который регулирует у членистоногих бодрствование и сон. Вместо этого клещи научились использовать человеческий мелатонин, гормон эпифиза, который можно уподобить маятнику, обеспечивающему ход этих часов.

Мелатонин вырабатывается большинством тканей человека и его концентрации максимальны в темное время суток. Это позволяет демодексам легко его обнаруживать и, подобно другим членистоногим, обретать под его действием повышенную активность и потребность размножаться.

Мелатонин-зависимый ночной образ жизни демодексов способствовал тому, что они потеряли гены, необходимые для синтеза соединения, которое у некоторых животных действует как естественный солнцезащитный крем, поскольку поглощает ультрафиолет. Ведь незачем защищаться от ультрафиолета, если при свете солнца ты спишь.

Кроме того, у демодексов происходит сокращение числа клеток в организме. Так, их миниатюрные ноги, длиной 15 мкм, способные ходить со средней скоростью 12 мм/ч, управляются всего тремя мышечными клетками каждая – по одной клетке на каждый сегмент ноги.

Ученые считают, что демодекс может находиться в эволюционном тупике. Вертикальная передача этих клещей от одного хозяина к другому обозначает ограниченное количество репродуктивных партнеров в популяции, и такое родственное скрещивание приводит к накоплению вредных мутаций, явлению, известному как храповик Мюллера. Возможно, вымирание случится прежде, чем демодекс станет для человека полноценным симбионтом, и мы так и не узнаем, какую пользу могло бы нам принести такое сосуществование.

Фото: https://commons.wikimedia.org, https://commons.wikimedia.org