• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2596
Восьминогие солдаты: клещевые инфекции как биооружие?
Биология
Public Domain; фото боррелий Н. Фоменко

Восьминогие солдаты: клещевые инфекции как биооружие?

Эпидемии инфекционных болезней всегда сопровождает шлейф фейковых новостей и разнообразных теорий заговора, которые в случае пандемии COVID-19 приобрели невиданный ранее масштаб благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям. В этой ситуации поучительно рассмотреть слухи и подозрения, связанные с острыми массовыми вспышками других заболеваний – клещевых инфекций. Об этих живучих конспирологических теориях рассказал в журнале «НАУКА из первых рук» академик РАН Валентин Викторович ВЛАСОВ

В мае 2019 г. профессор Стэнфордского университета Крис Ньюби опубликовала книгу «Укушенный: секретная история болезни Лайма и биологического оружия», вызвавшую ожесточенные дискуссии в обществе и запросы в Конгрессе США. Автор, сама имеющая хроническую форму болезни Лайма (клещевого боррелиоза), утверждала, что в 1960-х гг. в экспериментах по созданию биооружия американские военные заражали иксодовых клещей трудно диагностируемыми патогенами, включая ​бактерий-возбудителей болезни Лайма. И первый случай массовой вспышки этой инфекции в США в конце 1960–1970-х гг. произошел после случайной «утечки» носителей инфекции при полевых испытаниях.

Есть ли в этих предположениях рациональное зерно? Нужно сказать, что иксодовые клещи представляют собой, на первый взгляд, вполне компетентных «восьминогих солдат». Эти небольшие членистоногие (не путать с насекомыми, у которых шесть ног!) имеют уникальный орган, сочетающий функции телевизора и газоанализатора, с помощью которого они могут обнаруживать «врага» (жертву) на расстоянии 20 м, и мощный колюще-сосущий аппарат. При этом они очень неприхотливы и способны месяцами обходиться без пищи и успешно зимовать в растительной подстилке. А главное, они могут служить переносчиками вирусов, бактерий и простейших – возбудителей около трех десятков заболеваний, опасных для человека и домашних животных.

Наиболее опасным и известным среди этих патогенов в России является вирус клещевого энцефалита, способный вызвать тяжелую нейроинфекцию и даже смерть заболевшего. Массовая вспышка этого заболевания, начавшаяся на советском Дальнем Востоке в начале 1930-х гг., породила спекуляции о том, что возбудитель был занесен на территорию СССР японскими военными.

В принципе, основания для таких теорий были: в те годы Япония была единственной страной, которая не только разрабатывала, но и применяла биологическое оружие. На оккупированной территории Китая в 20 км южнее г. Харбин базировался «Отряд № 731», созданный генерал-лейтенантом медицинской службы Сиро Исии, сотрудники которого размножали и заражали насекомых возбудителями болезней, а затем испытывали их на заключенных и местном населении. Эпидемии, вызванные действиями японских военных, привели к гибели сотен тысяч китайцев. «Отряд № 731» в основном работал именно с насекомыми, однако есть упоминания и о клещах, а также о разработке способов применения биооружия для диверсий.

Что говорит по этому поводу наука? Дело в том, что на Дальнем Востоке заболеванием, известным нам как клещевой энцефалит, давно болели и местные жители, и приезжие, но массовая вспышка инфекции случилась лишь тогда, когда в связи с обострением отношений между СССР и Японией в лесных районах были дислоцированы армейские подразделения. Дальневосточной экспедиции Наркомздрава СССР под руководством вирусолога Л. А. Зильбера, направленной в 1937 г. в эпидемический очаг, удалось в рекордные сроки установить переносчиков возбудителей, выделить несколько штаммов вируса и получить к нему антитела.

Благодаря рекомендациям по мерам профилактики эпидемия отступила, но самим героям-медикам пришлось за это дорого заплатить: руководителя экспедиции Льва Зильбера и несколько ее участников арестовали и отправили в лагерь по обвинению в планирующейся (!) диверсии – заражении населения Москвы новым страшным вирусом по городскому водопроводу.

Теории заговора в отношении клещевых инфекций вновь подняли голову спустя 80 лет после ареста Зильбера. Книга Ньюби послужила запалом в ситуации, и так уже бывшей взрывоопасной: сегодня в США ежегодно официально регистрируется около 30 тыс. человек с болезнью Лайма, при том что реальная цифра может быть намного выше, поскольку большинство инфицированных за медицинской помощью не обращается. У 10–20 % больных развивается хроническая форма заболевания, которая до недавнего времени вообще не признавалась официальной американской медициной. На лечение страдающих от этой болезни пациентов в США ежегодно тратится около 1,3 млрд долларов.

Основную информацию для своей книги Ньюби получила в 2013 г. от известного биолога, крупного специалиста в медицинской энтомологии Вилли Бургдорфера, который был сотрудником Биологической лаборатории Скалистых гор (Rocky Mountain Laboratory) и работал в военной лаборатории на о. Плам вблизи о. Лонг-Айленд в Нью-Йорке. Именно он в 1982 г. опубликовал статью с первым описанием возбудителей болезни Лайма – бактерий боррелий, «родственников» возбудителей сифилиса.

Доктор Вилли Бургдорфер заражает клещей из семейства аргасовых. Rocky Mountain Laboratory, 1954 г. Фото Н. Крамиса. © NIH

По утверждению Ньюби, в задачи Бургдорфера входило разведение блох, комаров и клещей и их заражение опасными вирусами и бактериями, вызывающими заболевания человека. Зараженных насекомых и клещей планировалось доставлять на территорию противника с помощью авиации. А чтобы узнать, с какой скоростью носители инфекций распространяются, в некоторых районах США выпускали незараженных клещей и отслеживали их миграции. Кстати сказать, в 1980-е гг. в регионах по соседству с о. Плам появились однозвездные клещи, с которыми экспериментировали в лаборатории.

Интерпретируя высказывания ученого, Ньюби говорит о возбудителе болезни Лайма не как об обычном местном патогене, а как об очень опасном штамме, который был специально отобран в лаборатории для максимального поражения людей. Однако никаких официальных документов, касающихся испытания биооружия, ей найти не удалось, а сам Бургдорфер умер в 2014 г. Однако, помимо его признаний, имеются и другие источники сведений о секретных экспериментах на о. Плам, в том числе о полевых испытаниях с выпуском во внешнюю среду патогенных агентов с использованием оленей и птиц как носителей, которые теоретически могли покидать остров.

Один из доводов в пользу конспирологической теории – ее соответствие географии современного распространения болезни Лайма в США, с центром в окрестностях о. Плам По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC)

В 1972 г. была принята международная Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Однако к тому времени в ряде стран, включая СССР, уже были созданы средства для ведения биологической войны, предназначенные для поражения живой силы противника, уничтожения сельскохозяйственных животных и растений. Были разработаны установки для производства таких патогенов, средства для их доставки самолетами и распространения с помощью бомб и аэрозольных распылителей.

К примеру, в ходе опытов в нью-йоркском метрополитене модельные бактерии помещали в системы вентиляции, а потоки воздуха от движущихся поездов разносили их по подземным тоннелям. Эксперименты показали, что таким способом патогены могут оказаться в легких миллионов пассажиров буквально за считанные дни. Данные о многих других подобных испытаниях до сих пор засекречены.

На этом фоне версия распространения болезни Лайма из засекреченной военной лаборатории не кажется такой уж фантастической. Но у ученых есть серьезные аргументы. Боррелии, судя по имеющимся данным, появились на американском континенте уже давно. Их обнаружили и в тканях животных и людей из музейных коллекций, в клещах, собранных еще в 1940-х гг. на том же Лонг-Айленде.

Американские специалисты из Йельского университета на основе расшифровки большого числа геномов боррелий реконструировали эволюционную историю этих бактерий в Северной Америке и доказали, что по крайней мере уже около 60 тыс. лет назад они были распространены на северо-востоке и Среднем Западе нынешних США. По их мнению, современная эпидемия болезни Лайма обусловлена изменениями природной среды, которые начались после колонизации континента около 700 лет назад, и изменениями климата в прошлом веке, которые способствовали расширению местообитаний иксодовых клещей. При этом наиболее патогенные штаммы боррелий встречаются во всех обследованных регионах и, очевидно, сформировались независимо и на разном геномном «фоне».

Так что, принимая во внимание знания и технологии середины прошлого века, Бургдорфер никак не мог «создать» боррелии или генетически модифицировать их. Но вот отобрать наиболее патогенные штаммы действительно имел возможность. Однако шанс, что сегодняшняя тяжелая ситуация с болезнью Лайма в США связана с «утечкой» патогена, случившейся более полувека назад, практически равен нулю.

С учетом научных аргументов следует признать, что болезнь Лайма является для США типичной природно-очаговой инфекцией. Кстати сказать, с проблемой клещевого боррелиоза в последние годы столкнулись также Япония, Турция и Корея, а в отдельных районах Беларуси зараженность европейского лесного клещ боррелиями достигает 60%. Это заболевание актуально и для нашей страны: клещевой боррелиоз зарегистрирован в 73 субъектах РФ, при этом риск заболеть наиболее высок в Прикамье, Предуралье, на Среднем Урале и юге Западной Сибири. 

Одна из главных проблем с клещевым боррелиозом связана с его диагностикой на ранних стадиях развития болезни. Ведь чем раньше начать лечение, тем больше шансов избежать перехода болезни в хроническую форму. А самой лучшей защитой от этой и других клещевых инфекций станут знания об образе жизни их восьминогих кровососущих переносчиков и способах защиты от них.

Подробнее об этом читайте в очередном выпуске журнала «НАУКА из первых рук»

На фото: Однозвездный клещ Amblyomma americanum (слева) сегодня широко распространен в юго-восточной части США. Считается, что именно этих клещей заражали боррелиями – возбудителями болезни Лайма (справа) на военном полигоне на о. Плам. Public Domain; фото боррелий Н. Фоменко

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!